50,7 тыс подписчиков
Для извлечения стройного звука из этих латунных труб «надобно то, что можно только в России найти, то есть, русские. Ибо мы не думаем, что где-нибудь еще можно встретить людей, желающих в продолжение 30 лет издавать только „до“ или „ре“. И которые дошли бы до такого уровня точности, для коего, мы думаем, больше машины потребны, но не люди». Так писал французский путешественник Форсия де Пилес в 1790-х гг., услышав в Петербурге роговый оркестр.
Вот редкий сохранившийся пример такого оркестра XVIII века, в нем 47 труб (не все поместились в кадр). Один ствол — один звук. Самый низкий по тону рог — 213 см, самый высокий — 13 см. К каждому рогу прилагался музыкант. Не удивлюсь, если и они были подобраны по росту.
«Роговая музыка — самобытное явление в истории отечественной культуры. Подобного не было нигде в Европе», — пишет музей. Понятное дело, добавлю: нигде не было такого количества крепостных.
Первый роговой оркестр завел себе в 1750-х обер-егермейстер Семен Кириллович Нарышкин (картинка 3). Изящный слух аристократа страдал от того, что рога на охотах звучали вразброд, и он поручил капельмейстеру решить вопрос. Получилось так слаженно, что органы на человеческом дыхании завели себе лучшие дома столицы: до сотни исполнителей в каждом, в репертуаре — от классики до народных песен. Как дирижер справлялся с этим многоногим организмом — даже непонятно.
Интересно, и про культуру. Но у меня предки — крепостные в Нижегородской губернии. И меня эта история немножко бесит.
Фото © ГИМ
1 минута
11 августа 2022
5216 читали