Найти в Дзене
50,4 тыс подписчиков

Когда руководитель крупного государства сам размахивает мечом в общей свалке — это и пережиток прошлого, и страшная глупость. Не делайте так, или из вашего черепа будет пить какой-нибудь болгарин.


Вспомните судьбу византийского императора Никифора I (760-811 гг., картинка 3). Пожилой узурпатор, бывший министр финансов — ну какой из него вояка? А вот такой: отправившись воевать Болгарское царство, он сосредоточился на грабеже столицы противника, города Плиски. Хан болгар Крум тем временем собрал огромное ополчение, вроде бы даже вооружил женщин. И, когда византийцы возвращались домой — зажал их в горном ущелье. Никифор, по отрывочным сведениям, пал в схватке на вершине навозной кучи — как раз утром 26 июля 811 год, ровно 1211 лет назад. Из его головы Крум и сделал потом бокал в серебре (к.4). Думаю, в него помещалось не меньше литра вина.

И это не примета феноменальной жестокости Крума, а уважаемый древний обычай. Чаша Крума-Никифора не сохранилась, но на картинке 1 вы видите аналогичный бокал, найденный в пещере Гоф (Англия) — ему около 14,7 тысяч лет. К. 2 — чаша из Тибета, 19 век. В этой посудной технике, наверное, можно разглядеть уважение к павшему. Печенег Куря (X век), когда пил из черепа киевского князя Святослава, произносил молитву: пусть сыновья его станут такими же сильными, как источник сырья для этой чаши. Но Святослав, если б его успели спросить, выбрал бы другой способ прославления — я в этом уверен.

Фото © Музей естественной истории, Британский музей (Лондон)
1 минута
8522 читали