Найти тему
5048 подписчиков

О ксенофобии: собирая материал для давно задуманной статьи о сбежавшем сначала в Речь Посполитую, а затем в Швецию Котошихине (см.: ПРЕДАТЕЛЬ (ли) Котошихин?), я обратила внимание на описание и оценку событий в Русском биографическом словаре А.А. Половцова. Александр Александрович Половцов - один из основателей и секретарь Русского исторического общества.


Вот что написал в XIX веке господин Половцов: "Знакомство с правами других народов, с их государственным устройством в течение всего XVII в. делало большие успехи в московском государстве; но в ту пору, когда жил и действовал Котошихин, еще не создалось почти в умах русских людей идеи о возможности заимствовать многое от иностранцев и остаться в то же время вполне русскими; лишь такие выдающиеся умы, как А. Ордин-Нащокин представляли себе эту возможность; большинство же примыкало к одному из двух крайних решений - или отрицать все чужое, отвращаться от него, или отказаться от всего своего, от родины и веры. Котошихин пошел вторым путем; он был, очевидно, человек вообще очень неуравновешенный, что доказал и всей своей жизнью и самой смертью".

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин был необычной личностью, я о нем как-нибудь обязательно напишу. А цитата актуальна как никогда. Вот почему и в XVII веке, и позже в России видят только крайности: либо ксенофобия, либо отказ от своего, русского?

Почему бы нам, жителям России, не "заимствовать многое от иностранцев и остаться в то же время вполне русскими"?
1 минута
165 читали