Найти тему
11,4 тыс подписчиков

Как Лев Толстой из артиллериста превратился в пацифиста?


"Уважающему себя, нельзя идти в рабство к неизвестному или хотя бы известному, но имеющему убийственные цели, хозяину. А в этом самом только и состоит военная служба со своей дисциплиной", — эту цитату Льва Толстого в комментарии к заметке "Почему американские военные безрадостно отпраздновали свое "23 февраля"" привел один из его последователей.

Она навела меня на мысль, что пацифизм Льва Толстого был неслучаен, а вызван тем, что его выперли с военной службы в расцвете лет в чине поручика (лейтенанта, по нынешнему) за стихи, в которых он подверг нелицеприятной критике действия командования во время Крымской войны. (Это где "гладко было на бумаге, но забыли про овраги").

И все это после того, как царь лично распорядился перевести его из осажденного Севастополя в столицу, чтобы сохранить для русской литературы. (Подробнее — "Ракетчик Лев Толстой").

Конечно, царю стало обидно, но он переступил через свою гордыню и отправил Льва Толстого всего лишь в отставку. А мог бы по военному времени и в Сибирь.

Вот я и думаю, если бы Лев Толстой дослужился до генерала, или хотя бы до полковника, то, наверное, и мировоззрение у него не стало бы таким пацифистским, и характер был мягче, и на окружающую его действительность он бы смотрел с оптимизмом.


Как Лев Толстой из артиллериста превратился в пацифиста? "Уважающему себя, нельзя идти в рабство к неизвестному или хотя бы известному, но имеющему убийственные цели, хозяину.
1 минута
1389 читали