Найти в Дзене
50,6 тыс подписчиков

Какой-то древний холодок пробегает по плечам, когда смотришь на воскового младенца из 1589 года (картинки 1 и 2). Это, видимо, посмертный портрет плюс напоминалка о тщете всего сущего. Надписи гласят: «Помни о смерти» (Memento mori) и «Сегодня мне, завтра тебе» (Hodie mihi cras tibi). Но тревожит не это.


А в композиторе Йозефе Гайдне (к.3, 1800 г. — прижизненный бюст, точная копия!) — как-то зрительно беспокоит отсутствие тела ниже плеч. При такой-то живости лица.

В 1978 году исследователь Масахиро Мори обнаружил, что объект, выглядящий примерно как человек (но не точно, как настоящий), повергает наблюдателей в беспокойство («эффект зловещей долины»). Этим объясняется, например, страх некоторых перед клоунами — коулрофобия.

Возможно, мы видим в таких фигурах био-конкурентов. Они угроза, мы не понимаем, чего от них ждать. А воск лучше всех прочих материалов передает пластичность живого тела и полупрозрачность кожи.

Уверен, что именно с «эффектом зловещей долины» связана странная популярность Музеев мадам Тюссо. Кто-то из любителей адреналина прыгает со скалы на веревке, а кто-то идет в музей ужаснуться восковому Брэду Питту.

В самом деле, представьте. Выходите вы ночью на кухню попить водички, а там сидит вот такое существо, какое посетило в начале 17 в. св. Валериана и Тибуртиуса (к. 4,5). И оно говорит вам: «Здравствуйте».

Фото © Музей истории искусств, Вена
1 минута
378,9 тыс читали