59,4 тыс подписчиков
Генрих Семирадский «Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е гг.
Картина называется «Ночь накануне Ивана Купалы», из чего можно понять, что молодые люди совершают различные купальские обряды. Приглядевшись, мы видим, что девушка в зелёной юбке собирается прыгать через костёр.
Костры играли особенную роль в эту мистическую ночь. Их жгли до утра, причём огонь должен был быть «живым», то есть добытым трением. Вокруг костров плясали, пели, водили хороводы. Но самым главным обрядом считались прыжки через купальский костёр.
Прыгать нужно было как можно выше, чтобы быть счастливее и удачливее. Если какая-то девушка отказывалась прыгать через огонь, её называли ведьмой и хлестали крапивой.
Согласно поверьям, костёр нёс в себе очищение, поэтому, прыгнув через него, можно избавить себя от злых духов и прочей нечисти. Молодые люди часто прыгали парами, и если руки парня и девушки не разъединялись, то это можно было считать признаком их скорого брака.
На картине Семирадского мы видим как раз момент прыжка через костёр одной из девушек. Однако этим игрища в купальскую ночь не заканчивались. Дальше незамужние женщины шли к реке, чтобы опустить в неё свои венки и следить, какой уплыл, а какой утонул. Если венок быстро и далеко отплывал от берега, то его хозяйке это сулило долгую жизнь и счастливое замужество. Если венок вообще не отплыл — значит жених совсем близко, а если утонул, то девушке не суждено в ближайшее время выйти замуж.
1 минута
7 июля 2022
4697 читали