149 подписчиков
Мыс Херсонес
Идя к маяку, проходишь мимо множества памятников военным, оставшихся здесь.
Тут установлен и памятник последним защитникам города, остававшимся на 35 батарее.
В книгах пишут о невозможности эвакуации с 35 батареи. Но вот командование во главе с Октябрьским уйти смогло. Целыми и невредимыми оставив около 80 000 человек!
Лейтенант медицинской службы В. И. Лучинкина: «Было уже 5 или 6 июля, и надежда на корабли была потеряна. После очередной попытки прорваться к партизанам мы решили закопать наши партийные и комсомольские билеты. Нас было пятеро. Было решено: каждый из нас застрелится, чтобы не попасть в плен. Выстрелов я не слышала из-за контузии».
06.07.42. Лейтенант Б. А. Кубарский: «Уваркин дал сухарь, я его жадно сгрыз и захотел пить, спустился к воде, отодвинул трупы и напился. Лежу в пещере. Вижу раздавленного камнями человека, но мне все равно. Рука распухла, шевелиться больно. Рядом сидел сержант, взял автомат и выстрелил себе в лоб. Я тоже хотел из ТТ, но Уваркин отобрал и убил немца».
08−12.07.42. Краснофлотец С. И. Филиппенко, радист штаба ПВО: «Нет воды, продовольствия, медицины, боеприпасов, нет командиров, а оставлять последний севастопольский клочок земли мы все равно не собирались. За 5−7 метров из-за гари и пыли друг друга не видно было. Все, кто там был, не просто герои — они богатыри».
Самостоятельное сопротивление продолжалось вплоть до 12 июля 1942 года. Однако в конце концов немцы смогли полностью занять батарею, переоборудовав ее в госпиталь
1 минута
5 июля 2022