50,2 тыс подписчиков
Знакомьтесь, это мои новые индонезийские друзья: куклы традиционного театра ваянг голек, его яванской разновидности. Мы с этими куколками в минувшие выходные провели восхитительные полчаса вместе: они — в витрине Музея Востока, я — на коленках перед ними, фотографируя.
Они ведь мало того, что очень тонко исполнены. Вы только вглядитесь, сколько тут изощренной фантазии в изобретении примет злого существа.
Театр в этом регионе планеты поначалу был религиозной церемонией: простым островитянам в священный день показывали духов предков (и я думаю, завывали за сценой). Но потом завывать наскучило, и в ход пошли истории (сторителлинг!): из Махабхараты и Рамаяны, местных легенд и даже исламской традиции. Кукол дергают за палки, их действия распевным голосом комментирует рассказчик-даланг. «Куклы театра настолько выразительны, что легко можно отличить добрых и злых героев», — подсказывает нам энциклопедия. Ну, да.
Я вот задумывался: почему злодеев, мерзавцев — действительно, часто видно издалека. Это что, какие-то особенные черты лица, микромоторика, манера ходить? А иногда оказывается, что в голове щелкнул какой-то не тот шаблон, а человек, например, актер, закончил ГИТИС. Просто судьба подарила ему амплуа негодяя — по лицу же видно. А он собаку из приюта взял, жену любит. А я смотрю на него и внутренне подвываю, присев: “о-о-о-ой”. Что такое с нашей личной системой распознавания лиц?
1 минута
28 июня 2022
34,8 тыс читали