13,4 тыс подписчиков
Я уже упоминала, что перед поездкой во Владимир взялась читать книгу «Россия – Италия: тысяча лет архитектуры», которую мне подарили несколько лет назад (интересно сказано там о владимирских соборах, которые помогали строить итальянские и немецкие мастера). Зачиталась!
Разумеется, множество страниц посвящено Санкт-Петербургу и XVIII веку. Немудрено: Трезини, Растрелли, Росси, пышность барокко…
Пока читала – задумалась. Интересно, почему в разговорах с агрессивно-патриотическим уклоном – мол, «не нужны нам эти ихние европы, наш Петербург гораздо круче!»(с) – так любят жонглировать именно этим городом? Городом, который сам по себе – концентрированное тлетворное влияние Запада, так сказать? Городом, который по своему замыслу – копия Европы, то самое окно в Европу, стремление сделать «точно так же, как у них». Император Петр, как мы знаем, вдохновлялся Амстердамом и Лондоном. Городом, в котором и нет толком ничего русского, и который всегда именно этим гордился. Который похож на Вену или Париж. Даже название – на иностранный лад: Петроград, как мы помним, не прижился, остался Санкт-Петербург (а не какой-нибудь Святопетрогородск).
Так почему же особо ярые патриоты именно его приводят в пример? Я могла бы понять, если бы противопоставляли гадкой Европе, скажем, Суздаль. Или Ярославль, или Коломну... Всё логично: там русский дух, там Русью пахнет, ничего подобного нигде больше нет, это наше, уникальное, неповторимое, – повод для гордости! Поняла бы. Но противопоставлять подобное подобному, противопоставлять городам Европы их плоть от плоти, их младшего брата?.. Хм.
Вы понимаете эту логику? Я, увы, совсем нет.
1 минута
3 сентября 2022
889 читали