63,9 тыс подписчиков
В конце XIX в. при строительстве Великого Сибирского пути (Транссиб) встал вопрос о переправе через Байкал. Изначально, до появления железной дороги в обход, преодолевать водную преграду хотели при помощи деревянного парома-ледокола — этот недорогой вариант представлялся наиболее оптимальным.
Однако Михаил Иванович Хилков, вступивший в 1895-м в должность министра путей сообщения, усомнился в надежности и эффективности такого судна. Несмотря на противодействия со стороны ряда чиновников, ему удалось на уровне императора продавить идею строительства парома со стальной обшивкой, способного колоть твердый байкальский лед.
Изучив опыт западных коллег и выбрав в качестве исполнителя британскую фирму, Россия заказала у последней за 80 тыс. фунтов стерлингов изготовление корабля, который в 1896-м в по частям доставили к озеру. К сборке приступили в 1898-м усилиями отечественных рабочих, и уже через год судно длиной 88,4 м спустили на воду.
Журнал «Железнодорожное дело». — СПб., 1899. — С. 451:
«Обитатели отдаленной Сибири, ближайшие свидетели величественного железнодорожного сооружения, которому предстоит соединить две части света, — мы с особым любопытством ожидали окончания постройки громадного парового парома для перевозки целых поездов через оз. Байкал, через такое озеро, которое уподобляется морю. Торжественный спуск на воду этого великана происходил 17 июня сего года у деревни Лиственничной, отстоящей в 60 верстах от Иркутска».
© Изображения – public domain (Паром «Байкал»)
1 минута
17 июня 2022
2237 читали