658 подписчиков
Водная артерия, без которой трудно представить современное судоходство
В 1878 г. Колумбия, в которую входила Панама, предоставила Франции в лице инженера Люсьена Наполеона Бонапарта-Вайса 99-летнюю концессию на строительство и эксплуатацию канала. В этот момент проектом заинтересовался Фердинанд Мари де Лессепс, построивший Суэцкий канал. В 1879 г. он создал акционерную Всеобщую компанию межокеанского канала, выкупившую концессионные права за 10 млн франков у Вайса.
В 1902 г. к проекту подключились американцы: они выкупили концессию у французов за 40 млн долларов. В 1903 г. США и Колумбия подписали договор о строительстве, но сенат Колумбии выступил против. В ответ на это американские власти поддержали панамских сепаратистов — в результате было образовано независимое государство Панама. США и уже Панама подписали договор, по которому американцы стали полностью контролировать зону в 10 миль, проходящую через перешеек. С 1904 г. строительством руководило военное министерство США.
Строительство, начавшееся 1 февраля 1881 г., должно было закончиться через 12 лет. Однако первое судно по каналу прошло лишь в августе 1914 г. Фактически же он начал действовать с 1920 г. В декабре 1999 г. канал перешёл в собственность Панамы.
Панамский канал совершил переворот в мировой экономике: путь из Сан-Франциско в Нью-Йорк удалось сократить с 22500 км до 9500 км. Был создан новый международный стандарт судостроения — Panamax. Сегодня по нему проходит от 12 до 14 тыс. судов в год.
1 минута
8 июня 2022