Найти в Дзене
3196 подписчиков

"Известная мадам Лебрен недавно только приехала в Петербург. Ее платья и картины произвели переворот в модах. Утвердился вкус к античному", - писала графиня Варвара Головина. Обратите внимание: сначала Головина говорит про платья и только потом про картины. Художница Элизабет Виже-Лебрен сбежала от французской революции в Россию. В Париже она была самой модной портретисткой при дворе Марии Антуанетты, осталась таковой и в России при Екатерине II. Для петербургского общества художница олицетворяла все французское, а значит вызывала и большой интерес именно с точки зрения мод, законодателем которых считался Париж.


Княгиня Татьяна Юсупова, изображенная на этом портрете, была племянницей князя Григория Потемкина, фрейлиной императрицы Екатерины II. Виже-Лебрен изображает ее в новомодном платье на античный манер: высокая талия, отсутствие корсета, легкие струящиеся ткани. Левой рукой девушка опирается на пьедестал, а выглядит при этом так, будто только что сама с него спустилась, как древнегреческая статуя. Особый акцент портрету придает яркая красная шаль, она подчеркивает белизну и нежность ткани платья. Шаль была почти обязательным атрибутом подобных нарядов, петербургские ветра тому явно способствовали.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет княгини Татьяны Юсуповой. 1797. Художественный музей, Токио
"Известная мадам Лебрен недавно только приехала в Петербург. Ее платья и картины произвели переворот в модах. Утвердился вкус к античному", - писала графиня Варвара Головина.
1 минута