168,3 тыс подписчиков
НЕЗАВИСИМЫЕ НИРВАНИСТЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ - КТО ЭТО ТАКИЕ?
На заднем дворе красивейшего в Забайкалье Цугольского дацана стоит несколько зданий. Длинное справа - Чойра-дуган (1902), философский факультет дацана, открывшийся в 1845 году. Ступа слева отмечает место, где стоял Маанин-сумэ (1911) - храм будды милосердия и сострадания Аволокитешвары. Деревянный дом за ним - уцелевший настоятельский корпус, где жил последний шеритэй Данзан Норбоев, считавшийся воплощением Ганжирва-гэгэна.
До революции он прославился как богослов, чудотворец и даже герой народных притч, ну а в истории метериального мира больше отметился в 1920-е годы. Тогда многие религии искали компромисс с новой властью безбожников, и буддисты не были исключением. Среди них возникло мощное обновленческое движение, радикальной формой которого стали "независимые нирванисты", заключившие, что все храмы, реликвии и обряды являются лишь искажением подлинной веры, а потому просветлённого не должна волновать их судьба.
Цугольский дацан в этом споре оказался одним из самых консервативных, а вот настоятель его - напротив, одним из лидеров буддийского обновленчества. В конце концов в 1926 году ламы нашли в священных текстах допущение, что перерожденца можно убить во имя сохранения его кармы. Норбоев сложил с себя сан да уехал в дацан в Ленинграде, где и был расстрелян в 1935 году. В путеводителе 2004 года указано, что в доме ширетэя теперь монастырский музей Ганжирва-гэгэна, но наша лама-гид не сказал о нём ни слова.
1 минута
20 июля 2022
2318 читали