Найти в Дзене

Эффект Зейгарник


или почему незаконченные дела мы запоминаем лучше, чем законченные

Во время пребывания в ресторане, советский психолог Блюма Зейгарник (одна из создателей факультета психологии МГУ) отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

При проведении лабораторных исследований (1925 г.) было установлено, что испытуемые в широком возрастном диапазоне склонны запоминать прерванные задания лучше, чем завершённые.

Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения задания, а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином её этапе. В результате, количество вспомненных незаконченных заданий оказалось значительно выше количества завершённых заданий.

Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием работы над заданием, усиливает выделенность незавершённого задания в сознании испытуемых. Та же испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее и с точки зрения гештальта испытуемые могут стремиться к завершению.

Возможно цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха.

Эффект Зейгарник или почему незаконченные дела мы запоминаем лучше, чем законченные  Во время пребывания в ресторане, советский психолог Блюма Зейгарник (одна из создателей факультета психологии МГУ)
1 минута