29 подписчиков
Если в дом близкого друга вломились, вы утешите его и скажете, что украли только вещи. Если ваш ребенок сломал любимую игрушку, вы скажете ему, что такое случается, и попробуете предложить ему поиграть с чем-нибудь другим. Если официант пролил воду на вашего друга, вы успокоите его, сказав, что это был несчастный случай. В общем, когда что-то случается с другими людьми, мы способны видеть это ясно, с некоторой перспективой и отстраненностью.
Но когда ломается или теряется наша вещь, это всегда совсем другое дело. Это внезапно становится трагедией, или, что еще хуже, преднамеренным злодеянием, которое нам несправедливо причинили. Я так много потерял. Но я действительно любил эту игрушку. Ты испортила мою любимую рубашку. Ты хотела это сделать. Мы принимаем это на свой счет, потому что это личное - это случилось с нами.
И тогда мы несчастны.
Вот почему стоики стараются практиковать отстраненность. Не в том смысле, что они не любят других людей или избегают отношений или имущества, а в том смысле, что когда что-то случается с чем-то из этого, они пытаются посмотреть на это с определенной точки зрения. Эпиктет указывает на то, что когда кто-то из наших знакомых теряет любимого человека, мы можем сказать: "Это просто жизнь". Но когда мы теряем любимого человека, мы вдруг говорим: "Бедный я!".
И тем не менее, по сути это одно и то же событие.
#стоицизм
1 минута
1 мая 2022