Найти тему
15 тыс подписчиков

В предыдущем посте мы видели белку,"зарифмованную" с образом христианина и даже самой Богоматери. Но в другом контексте, на картине другой эпохи или региона образ белки может быть наполнен другим содержанием.


"Сегодня белка - это маленький, симпатичный, веселый, игривый и безобидный зверек, в Средневековье - ничего подобного. Белка — это "лесная обезьяна", как пишет один немецкий автор XIV в. Она считается ленивой, похотливой, глупой и жадной. Большую часть времени она спит, безобразничает с себе подобными, играет и скачет по деревьям. Кроме того, она запасает еду, которая ей вовсе не нужна, - а это большой грех - и тут же забывает, куда ее припрятала, - а это признак великой глупости. Её рыжая шерсть - видимый знак ее дурной природы", - перечисляет лишь некоторые другие способы толкования образа белки Мишель Пастуро в книге "Символическая история европейского Средневековья".

Но нередко белка - это просто белка: домашний любимец - была мода и на таких питомцев. Вот как на картине Ганса Гольбейна Младшего "Дама с белкой и скворцом" (1520-е, Лондонская Национальная галерея).

Интересно, что эта очаровательная белка помогла идентифицировать изображённую на портрете женщину. Скорее всего, что это Анна Ловелл - жена сэра Фрэнсиса Ловелла, помощника короля Англии Генриха VIII. Дело в том, что белки присутствуют на гербе и гробницах семье Ловелл в церкви в Ист-Харлинге. Во времена написания картины это место называли Estharlyng: вот и каламбур со скворцом (англ. starling).
1 минута
2038 читали