111,2 тыс подписчиков
Живопись Станислава Юлиановича Жуковского — производная от творчества его гениев наставников: Левитана и Поленова. С данным фактом бессмысленно спорить. Однако, сводить заслуги нашего героя к переосмыслению идей великих предшественников — распространённая ошибка.
В одной из предыдущих статей мы с Вами подробно говорили о том, что русская реалистическая живопись немыслима без авторского послания. Не способна отказать себе в удовольствии наделять природные ландшафты настроениями, характерами, ролями... В этом смысле Станислав Жуковский и вправду не отступает от идеалов своих учителей. Но всё же - в духе своего времени - переносит основную нагрузку по части раскрытия этих самых мыслей и чаяний с геометрических на цветовые доминанты. Делает ставку на многоэтапную проработку живописного слоя, усиливая эмоциональную составляющую картин.
Что прекрасно иллюстрируется полотном «Лунная ночь.Туман». Обратите внимание, дорогой читатель, как монохромные волны тумана сглаживают контраст зелёных и серых тонов. Как объединяют композицию в единую новеллу о красоте и силе стихии рассвета, готовящейся разбудить эти сонные равнины. Силе мягкой и неспешной, но всеобъятной и необоримой...
Там, где Левитан любил создавать «картины-мозаики» со множеством красивых и ярких деталей, поздний Жуковский предпочитает наделять ведущей ролью саму красоту ландшафта, при создании которой ограничивается минимально необходимым числом очертаний, тонов и контрастов.
1. «Лунная ночь. Туман», 1890-х — начало 1900-х
1 минута
8 апреля 2022
7941 читали