Найти тему
63,9 тыс подписчиков

В этот день 303 года назад (4 апреля 1719 г.) стартовал очередной грандиозный проект петровской эпохи — строительство судоходного канала от р. Волхов до Невы. Царь не только сделал первые чертежи будущего сооружения, но и собственноручно положил начало работам на участке.


Журнал «Отечественные записки» (СПб., 1823. — С.7):

«Отслужив молебен, Петр взял сам тележку, наполнил оную три раза землею и отвозил ее к назначенному месту. Ему последовали все бывшие при нем особы».

Плавание по Ладоге было сопряжено с серьезными рисками — стихия нередко заставала суда врасплох. Поэтому и решили проложить альтернативный водный путь. Построить его рассчитывали за пару лет, но из-за недобросовестных руководителей (впоследствии наказанных), тяжелейших условий труда, коррупции и других проблем, кампания серьезно затянулась. К 1723 г. вырыли всего 22 из 117 км, что вызвало негодование самодержца и привело к кадровым переменам.

В итоге по новому маршруту баржи пошли лишь в 1731-м при Анне Иоанновне. Ранее, во времена Екатерины I поднимался вопрос о заморозке проекта, но руководивший тогда работами Христофор Минних убедил императрицу не останавливать стройку.

По назначению канал прослужил менее ста лет — в 1820-х из-за засухи он серьезно обмелел. Рассматривался вариант реконструкции. Однако решение приняли в пользу создания нового водного пути, который прорыли параллельно прежнему. Так в 1860-х появился Новоладожский канал.

© Изображение №3 – Denis Zhilin / CC BY-SA 3.0 (Шлюз в восточном устье)
1 минута
5117 читали