Найти тему
50,1 тыс подписчиков

Посмотрите, какие поразительные объемные иконы хранятся в Музеях Московского Кремля. «Богоматерь Страстная» (Оружейная палата (?), конец XVII в.) сделана из цельного ствола липы. На тыльной стороне даже видны следы обработки топором. «Голгофа» (Оружейная палата, последняя четверть XVII в.) — это объемная накладная резьба, тоже из липы. «Голгофа» — это тот момент, когда сотник Лонгин пронзает копьем грудь Христа. Присмотритесь, копье тут тоже есть. Тоненькое, но сохранилось.


Резные иконы пришли к нам из Византии и были очень распространены — дерева в России много. Но в какой-то момент церковные власти решили, что они уж слишком отдают «латинской ересью» и родственны убранству католических соборов. И, в общем, эти мысли возникли не на пустом месте. Та же «Голгофа» — это буквальное повторение гравюры фламандца Боэтиуса Адамса Болсверта по картине Питера Пауля Рубенса «Удар копьем» 1620 года. Представляете, какой это замечательный пример взаимопроникновения культур: резная репродукция Рубенса украшала церковь во имя Святителя Алексея в Чудовом монастыре Кремля. И московская элита молилась на нее.

Но — формат был запрещен, большая часть резных икон уничтожена. Так что перед нами не только красота, но и большая редкость.

Фото © Музеи Московского Кремля
1 минута
4849 читали