Найти в Дзене

Странное изображение, не находите? 1760-90-е годы, а ведь всю таинственную прелесть "анонимных" портретов со спины поняли чуть позже, в эпоху романтизма (и то это были не совсем портреты)...

Дело в том, что это редкий случай, когда рисунок имеет изображение и с задней стороны - то есть он двусторонний. Точнее, два отдельных листа (пергамент спереди и бумага сзади) одинакового размера смонтированы в одну раму.

Перед нами эрцгерцогиня Мария-Терезия Австрийская (1717-1780) в траурном платье - поэтому портрет датируют самое раннее 1765 годом, когда умер её муж Франц I Стефан, император Священной Римской империи. На этом удивительном рисунке (акварель и гуашь на бумаге/пергаменте) овдовевшая Мария-Терезия стоит на террасе парка на фоне партерного сада с фигурными клумбами.

Особенно стоит присмотреться к растениям на переднем плане - на рисунках они слегка различаются. Постамент вазы оплетен вьюнком, но на переднем листе он белый, в то время как на заднем двуцветный, сине-белый. Символика вьюнка варьируется от источника к источнику, но в целом его связывают с чистотой и невинностью (в том числе Богоматери) и духовностью. Растение в чаше вазы тоже изображено слегка по-разному, но в обоих случаях сильно похоже на алоэ, христианский символ воскресения Христа и бессмертной души. Очевидно, оба растения нарисованы не просто для красоты, а дополняют портрет благочестивой вдовы-католички.

Игнац Мансадор. Портрет Марии-Терезии Австрийской в трауре, между 1765 и 1791. Рейксмузеум, Амстердам.
(Поразглядывать детали можно здесь)
1 минута