59,4 тыс подписчиков
Алексей Саврасов «Грачи прилетели», 1871 год
Это полотно является одним из самых узнаваемых. Оно уже давно стало культовым и хрестоматийным. Но что же в нём такого особенного?
Саврасов будто бы специально выбрал для сюжета самое неприглядное время — оттепель, когда кругом грязный снег и тёмная талая вода. Неказистости также добавляют обшарпанные колокольни и покосившиеся дома.
На переднем плане картины изображены берёзы, окружённые грачами, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.
Сами грачи написаны не в очень реалистичной манере — фигуры птиц крупноваты по сравнению с реальными размерами, а некоторые из них изображены и вовсе схематично. Но как отмечал искусствовед Николай Новоуспенский, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».
Прообразом храма, изображённого на картине, стала построенная в конце XVII века Воскресенская церковь, сохранившаяся и до наших дней. Место, где работал художник, подтверждается его собственной подписью, сделанной в левом нижнем углу полотна: «1871. С. Молвитино. А. Саврасовъ»
Считается, что с «Грачей» Саврасова началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа. Именно поэтому мы все так любим эту картину. Именно поэтому она стала культовой. Именно поэтому прославилась на весь мир.
1 минута
11 февраля 2022
20,6 тыс читали