Найти в Дзене
46,5 тыс подписчиков

Почему даже после Гражданской добыча угля на Донбасса непрерывно падала


Во время Первой мировой максимальный показатель дал 1916 г. – 1,7 млд пудов. В 1917 покатилось с горы - 1,5 млрд. В 1918 все рухнуло – 0,54 млрд и к 1920 практически легло: в этот год с Донбасса вывезли всего 186 млн.

Нет угля – встало все, от фабрик до пароходов. Причины описываются двумя словами – голод и разруха.

Чтобы добыть уголь, нужны шахтеры. Чтобы шахтеры добывали уголь, им нужно платить или хотя бы кормить – а то они с голодухи из шахт в села к родственникам разбежались. В стране масса денег, но они даром никому не нужны – как говорил Папандопуло, «бери, я себе еще нарисую». В ситуации, когда люди вспоминают о том, что деньги нельзя есть, ценность еды возрастает многократно. Но еды у большевиков тоже нет. Еда есть в деревне у родственников, но добыть ее оттуда проблемно. Крестьяне никогда добродушием и альтруизмом не отличались, а в неумении прятать не замечены. Ну и отобрать не всегда получается – за две войны обрезами и «кулеметами» обзавелись практически все желающие. Продотряды из засад кладут - только в путь!

Можно, конечно, не отбирать, а договорится по-хорошему ко взаимной выгоде. Но тут опять проблемы - крестьяне не дураки и деньги тоже брезгливо игнорируют, а нужных товаров на обмен у большевиков опять нет – промышленность в стране лежит. А промышленность лежит, потому что угля нет, а шахтеры с голоду разбежались.

Круг замкнулся.
1 минута
896 читали