36,9 тыс подписчиков
Как обучались мастерству древнеегипетские художники? Да прямо во время выполнения царского заказа! Свидетельства тому нашла в знаменитом Джесер-джесеру – заупокойном храме царицы Хатшепсут – польская исследовательница Анастасия Ступко-Любчиньска.
Храм расположен на территории огромного Фиванского некрополя, в ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив Карнакского комплекса. Украшающие его расписные рельефы считаются одной из вершин древнеегипетского искусства. Самое большое крытое помещение этого святилища (около 69 квадратных метров) – так называемая часовня Хатшепсут, на северной и южной стенах которой изображены процессии носителей даров. Они почти зеркально повторяют друг друга, за исключением небольших нюансов.
Однако различия обнаружились и внутри самих композиций – различия в качестве работы. Самое ответственное дело – изображение лиц – опытные мастера, очевидно, брали на себя. Новичкам поручали что попроще: парики, туловища, ноги... Что из этого иногда получалось – видно на снимках. Кое-где, например, фигуры с очень тщательно вырезанными мелкими деталями париков соседствуют с произведениями явно гораздо менее умелой руки. Видимо, стажер трудился здесь рядом с учителем, а порой и завершал начатый опытным наставником элемент композиции.
Нашлись и следы корректировок. Обнаружив ошибку, мастеру ничего не оставалось, как воскликнуть что-нибудь вроде: «Да разве ж можно в царском храме так коряво!» – и внести исправления. А как же иначе – сам когда-то таким был…
1 минута
2 февраля 2022
6223 читали