Найти в Дзене
14,9 тыс подписчиков

Птицеподобными монстрами на коньках в эти дни иллюстрируют гололед и то, как городские власти плохо с ним справляются. А что с помощью ледяного озера и конькобежцев хотел сказать Иероним Босх?


Передвижение по скользкому льду для него наверняка было символом глупой беспечности (можно поскользнуться или провалиться под лёд) и опасного заигрывания с судьбой. Перевёрнутая воронка в качестве головного убора на голове первого монстра (он с триптиха Босха "Искушение святого Антония") - тоже символ глупости.

А сам лёд - популярный атрибут ада. Замёрзший пейзаж противопоставлен цветущему райскому саду: второй фрагмент - с правой, адской створки "Сада земных наслаждений", а на левой створке там пышный зелёный рай.

Адское ледяное озеро - эффектный и популярный образ. Оно есть у Данте. Его можем найти и в современном журнале.

Каждую зиму в соцсетях активно постят картинку под названием "Дьявол скользит на коньках по замёрзшему Аду" (илл. 3). В 1994 году американский художник Джон Кольер сделал её для журнала Rolling Stone. Если знать, какую статью этой картинкой проиллюстрировали, становится понятно, что этот современный образ продолжает мысль Босха: тут и про глупость, и про опасную игру с судьбой и про ад, в который, не исключено, предстоит проследовать героине материала (а, может, он наступил для неё уже при жизни).

Картинка иллюстрировала статью о фигуристке Тоне Хардинг, которая была причастна к нападению на конкурентку Нэнси Кэрриган и в результате сломала карьеру себе самой.
1 минута
4146 читали