36,8 тыс подписчиков
Римляне считали себя потомками троянцев. Поэтому важная сцена из "Энеиды" - эпического произведения древнеримского поэта Вергилия - очень часто использовалась художниками для изображения на совершенно разных поверхностях: от рисунков на керамике до мозаик и гемм.
Сцена эта изображала, как Эней, сын престарелого дарданского (родственного троянским царям) царевича Анхиза и богини Венеры, поднимается на борт корабля со своим отцом и сыном Асканием Юлом. Анхиз не желает покидать Трою, а Эней не хочет уплывать без отца - оба готовы погибнуть на родине. Но внезапные знамения - свечение вокруг головы Юла, а также гром и комета - дают троянцам понять, что у внука Энея великое будущее где-то за пределами Троянского царства.
Музей Гетти в 2019 году приобрел совершенно замечательную инталию - обратный рельеф на полудрагоценном камне. Она была изготовлена в Италии, возможно, в Риме около 20-го года до нашей эры. Основой для своего шедевра резчик выбрал овальный сердолик небольших размеров: 2,2 × 1,8 × 0,6 сантиметров. Скорее всего, инталия была частью перстня, его обратный рельеф позволял оттискивать на воске объемное изображение сцены побега Энея с семьей из Трои.
Эней показан выходящим из ворот Трои. На плече он несет отца, а левой рукой ведет маленького сына Юла. На крепостной стене Трои стоит один из захвативших город греков. На корабле ожидают царевича троянцы, готовые бежать со своим правителем.
Провенанс (то есть, происхождение) неизвестен.
Фото: The J. Paul Getty Museum.
1 минута
11 января 2022
12,8 тыс читали