14,9 тыс подписчиков
Какие милейшие лица (язык не поворачивается сказать "морды") у ослика и вола, согревающих новорожденного Иисуса! Возможно, к ним и всей иконе "Рождество Христово" из Благовещенского собора Московского Кремля приложил руку Андрей Рублёв. Долгое время эту и некоторые другие иконы праздничного ряда из Благовещенского собора приписывали то Феофану Греку, то Рублёву - сейчас же предпочитают более осторожные формулировки: мастер, который следовал рублёвской художественной концепции.
Но вернёмся к ослику и волу. Почему они - непременные участники сцен Рождества? В Евангелии о них - ни слова, но много подробностей - в апокрифических текстах, на которые опирались художники. И дело вовсе не в том, что Марии и Иосифу пришлось остановиться в хлеву (все гостиницы были заняты). Животные пришли с ними.
Яков Ворагинский в "Золотой легенде" сообщает: "Отправившись в Вифлеем с понесшей во чреве Марией, Иосиф повел с собою быка, возможно, чтобы продать его и уплатить подать за себя и за Деву, и одного осла, который мог везти Деву на себе. Бык же и осел, чудесным образом узнав Господа, опустились на колени и поклонились Ему".
Ещё более трогательные подробности - в "Размышлениях о жизни Христа" Псевдо-Бонавентуры: "Она (Мария) завернула Его в покрывало головы своей и положила в ясли. Тогда бык и осел, преклонив колени, просунули морды в ясли и стали дуть из ноздрей, словно были разумными существами и понимали, что в зимнюю стужу младенец, укрытый более чем скудно, нуждается в обогреве".
1 минута
7 января 2022
4785 читали