Найти тему
15 тыс подписчиков

Глядя сейчас на картины Аркадия Пластова (1893-1972), сложно представить, что некоторые из них ругала советская критика. Жизнь народа - а Пластов находил натуру в родном селе Прислониха в Ульяновской области - подана сочно, ярко. Видно, что живут и работают люди трудно, но их простая жизнь наполнена и красотой, и правдой. И вот - ругали. За что же?


За мелкотемье. За то, что любуется мелочами, когда в стране происходят большие свершения. За то, что нет обобщений. За то, что "увлечен живописностью": в смысле, красивенько пишет, местами даже виртуозно. И это в самом начале 1950-х, когда не угодить - опасно. К счастью, в конце 1950-х отношение к Пластову изменится, на него посыплются уже не упрёки, а награды. И он станет в своё удовольствие писать маленькие сюжеты, а не грандиозные колхозные праздники (есть у него и такое). А картину "Ужин трактористов", которой больше всего досталось за мелкотемье и которую "сослали" в Иркутский художественный музей, вызвали в Москву и даже хотели оставить в Третьяковке, но в Иркутске запротестовали - и Пластов написал для столицы авторское повторение.

Что внимателен к мелочам - чистая правда, конечно. Например, животные: у каждого - характер и, кажется, даже свои мысли. А какой смешной кот на последней картине - будто сам влез в "кадр". А пузатые огурцы! Живописные, что тут скрывать:)

Иллюстрации: картины А. Пластова "Солнышко", "Жатва", "В деревне", "Ужин трактористов" (Третьяковская галеря) и "Гость с фронта" (Смоленский музей-заповедник).
1 минута
4338 читали