Найти тему

Впервые опубликованный в 1986 году, альбом «Вороны» Масахисы Фукасэ считается одной из самых важных работ в истории медиа — так, в 2010 году, British Journal of Photography признал его «лучшей фотокнигой последних 25 лет».


Фукасэ начал фотографировать воронов в самый тяжелый период своей жизни — после того как от него ушла его жена Йоко, муза, которой посвящено большинство его фотографических серий. Жизнь воронов словно становится отражением его душевного состояния, продолжая свойственную японскому искусству манеру использовать язык намеков и ассоциаций — проекция человеческих чувств на внешне нейтральные сюжеты из жизни природы встречается в знаменитых гравюрах Хокусая и Хиросигэ.

«Это трудно объяснить, но мне нравятся вороны. Если бы я реинкарнировался, то хотел бы стать вороном», — говорил Масахиса. Несмотря на глубоко личную трагедию, лежащую в основе «Воронов» (Фукасэ так и не оправился от ухода жены — он стал сильно пить, а в 1992 году впал в кому после падения с лестницы), серия не ограничивается выражением личного опыта. Она резонирует с присущим японской культуре и поэзии щемящим чувством потери и одиночества — многие критики даже видят в ней аллегорию послевоенной Японии. Более того, «Вороны» не требуют ни объяснения, ни перевода — настроение автора одинаково легко считывается как японцами, так и представителями самых разных культур, демонстрируя удивительную универсальность фотографического языка.

Снимки из серии «Вороны» были представлены в МАММ в рамках выставки «Память и свет. Японская фотография 1950—2000» в 2018 году. Помните ли вы их?

📸 Masahisa Fukase Archives
1 минута
12,9 тыс читали