18,2 тыс подписчиков
[History]
Знакомясь с особенностями заказа на изготовление ахтерштевня, кронштейна и рулевой рамы для броненосца "Бородино" за границей, нельзя не отметить интересную ситуацию с денежным урегулированием этих вопросов. Эта ситуация очень рельефно показывает отношение российского Морского министерства как к обеспечению срочности, так и к признанию своей ответственности за ее соблюдением, а также денежным расчетам и соблюдению законности при общении с зарубежными контрагентами.
Мы уже отмечали, что выполняя требования по срочности данного заказа завод Шкоды изготовил все заказанные элементы уже 2 декабря 1900 года и просил принять готовую продукцию, тем более, что после приемки требовалось проведение еще дополнительных работ. Только в этом случае гарантировалась доставка изделий к 15 января 1901 года. Однако российский представитель прибыл только 29 декабря (опоздание - 28 суток), что в итоге привело к тому, что доставка по контаркту была зафиксирована 6 апреля с задержкой в 80 суток. Без учета 28 суток, которые не зависили от изготовителя заводу Шкода был выписана неустойка в 5200 рублей (52 днях100 рублей) и штраф в 407 рублей. Итого - 5607 рублей.
Иностранный завод не согласился с этими обвинениями и предоставил дополнительные сведения и данные по срокам, которые привели к тому, что русская сторона решила вернуть 863 рубля неустойки, но сумма в 4744 рубля так и осталась не выплаченной.
Ситуация была очень противоречивой: с одной стороны русское Министерство всячески торопило изготовителя, но само же задержала приемку готового заказа, а еще до этого опоздала с предъявлением всех чертежей, которые требовалось представить. Так по данным А.Р.Кудрявского чертежи ахтерштевня были представлены с опозданием на 8 дней, замка ахтерштевня - 25 дней, кронштейнов - 34 дня, рулевой рамы - 41 день! Чешский поставщик настаивал на том, что по его собственным причинам задержка составила всего три для одного кронштейна и 11 дней - для рулевой рамы.
Однако Морское министерство (министре П.П.Тыртов) продолжало настаивать на указанной неустойке не признавая ни факт своей вины, и не учитывая на то, что из-за вынужденного простоя при ожидании приемщика заводской цикл был нарушен и поставщик понес определенные убытки. Интересно, что завод Шкода понес убытки и за счет закупки специальных платформ с русской колеей, за которые он заплатил около 10000 рублей, чтобы доставить изделия в Россию - это также не было учтено русской стороной.
Интересно, что чехи не унимались, после смерти морского министра П.П.Тыртова они обратились к новому министру - Ф.К.Авелану, подключило австро-венгерское посольство и российский МИД, но с тем же результатом, затем к А.А.Бирилеву. Даже после гибели "Бородино" при Цусиме чехи не теряли надежду, всего с 1901 по 1906 год восемь раз обратившись к русской стороне со своими ходатайствами. И все безрезультатно.
Но в 1907 году все резко сдвинулось с мертвой точки, когда новый юрист чешского завода нашел в контракте и действиях русского Морского министерства нарушение закона и заявил о начале судебной тяжбы. В этом случае русским чиновникам грозило возмещение ущерба с сумме 4744 рублей плюс судебные издержки.
И тут, видимо, нервы у русских чиновников не выдержали, кто знает, возможно они увидели, что в случае суда, часть средств за свои необоснованные претензии и неверные решения им придется выплачивать из своего кармана. Или же - будет нанесен удар по их служебной репутации. В итоге чешский завод получил право на все выплаты без неустойки, а чиновники Морского министерства убедились, что "отмахиваться" от исполнителей не всегда удается.
Тем самым данный пример показывает, что бюрократизм может быть побежден, но для достижения этой победы требуются большие усилия.
Правда в данном случае восторжествовала, правда уже после гибели броненосца.
3 минуты
27 февраля 2023
976 читали