50 подписчиков
Об обрядах у околицы деревни.
Пересечение Деревенских ворот приравнивалось прощанию с родными местами, означало начало нового пути в чужом, незнакомом мире.
Крестясь и целуя воротные столбы, солдаты прощались со всем, что остается тут, в ответ провожающие желали легкой дороги и службы. Прочитав молитвы и совершив необходимый обряд: обход транспорта, бросание яйца, коленопреклонение, солдата поднимали друзья и сажали на телегу или сани. Известно поверье, согласно которому рекрут не должен сам вставать на ноги, поскольку он может не вернуться. Мальчикам запрещали выбегать вперед, так как в таком случае они обязательно отправятся на военную службу. Простившись у полевых ворот, рекрут подкидывал монету, «орел» - значит к добру, а если «решка», то худо. Затем монету выбрасывали, как «такак»- кто поднимет, тому беда.
Околица и ворота занимали особое место в свадебных торжествах. Свадьба со всем поездом выезжала с одного конца и непременно въезжала с другого. Въехать и выехать свадьбе в одни и те же ворота считалось дурным знаком.
Только до этих ворот ехал свадебный поезд невесты; попрощавшись здесь, родные возвращались домой. Покидая родину, невеста бросала монету в знак того, чтобы жених был богат и новая семья жила. Жених трижды ударял невесту плетью, и она три раза охала для того, чтобы она забыла девичью волю и привыкала к чужой стороне. Удары должны были отогнать злых духов от невесты. После этого обращались лицом к востоку и произносили молитвы. В последний раз угощали друг друга, а затем свадебный поезд разделялся на две разные направления: одни к жениху, другие обратно.
Похороны. В доме умершего обезглавливали курицу и катали к порогу яйцо, а затем их выбрасывали за околицу, «чтобы умерший укатил и улетел без возврата». Вещи покойного, мочала и тряпки, использовавшиеся при его обмывании, отвозили за граду села.
В завершении совместного поминания усопшего, отправлялись за околицу. С собой несли часть приготовленных кушаний. За изгородью прощались с покойным, пели и танцевали, тем самым провожая обратно в загробный мир.
Полевая изгородь и ворота использовались в обряде «девичья пахота» . Обрядом руководили старики, главными участниками были сорок одна девушка. Они проводили борозду вокруг деревни, закладывая в землю куски железа и предметы из нег. Это делалось, чтобы защитить засеянные поля от домашнего скота, и, попутно, от злых духов и болезней.
На ночь ворота закрывали. Следили за этим сторожа, охранявшие покой села ночью. Так, говорила мне бабушка, было еще перед войной.
2 минуты
26 февраля 2023