18 тыс подписчиков
[Ships]
Заинтересовавшись судьбой "Ермака" не мог не обратить внимание на описание его последних месяцев жизни, когда он был уже "вычеркнут" из числа "живых".
Вспомним, что после приказа В.Г.Бакаева, министра морского флота СССР, №107 (23 мая 1964 года), согласно которого ледокол "Ермак" должен быть списан с баланса Мурманского пароходства, экипаж покинул старый ледокол, а буксиры отвели его на корабельное кладбище в ожидании разделки на металл.
Но работы практически не велись - и вот в два часа 17 декабря на борту списанного корабля возник пожар.
Интересно, что С.Самченко в своей книге пишет о том, что пожар вроде как был "случайным", но мурманчане были уверены, что корабль подожгли по приказу "сверху" - чтобы лишить ледокол последнего шанса на жизнь. Выгоревший корпус точно не будут восстанавливать, и так и случилось. Что может почувствовать читатель после таких слов? Возмущение, чувство несправедливости, мысли о "заговоре", ))).
В тоже время в книге посвященной легендарному ледоколу, написанной С.Макаровым, Н.Кузнецовым, С.Долговой это эпизод описывается цитатами из воспоминаний Г.О.Кононовича: "...17 декабря в два часа дня над ним взвилось багровое пламя и загудело огненным смерчем - "Ермака" сожгли прежде, чем разрезать на металлолом".
На первый взгляд - подтверждение ранее высказанной версии, однако без особых пояснений и комментариев, что оставляет пространство для фантазий: случайный пожар, плановый пожар, диверсия или еще что. В книге все сказано как то обыденно, в виде предположения.
Однако все становится ясно и понятно, после ознакомления с документами, собранными С.Долговой, среди которых фотокопия акта от 4 ноября 1964 года, в котором капитан ледокола Кучерин К.Е. сдает дела и обязанности капитана ледокола старпому - Смирнову В.В.
Акт достаточно краткий, но в нём есть следующие фразы: "... Ледокол стоит на Зеленом мысе на 2-х якорях и 2-х бочках, готовый к СОЖЖЕНИЮ и передаче базе Вторчермет. В балластах течи нет, по заявлению стармеха, тоннель под прессом. Для охраны ледокола оставлена вахта и для наблюдения по поступлению воды после СОЖЖЕНИЯ, также от возможного размораживания - старший механик и машинист..."
Что тут сказать?
Ледокол "Ермак" действительно буквально (а не фигурально) подожгли, устроив плановый пожар, чтобы Вторчермету было удобнее его резать потом, видимо (и не пришлось возиться с деревом). Так что не было никакой тайны, по версии С.Самченко - была плановая работа, о которой все знали.
Парадокс, характерный для советской системы хозяйствования, заключался в том для того, что на ремонт ледокола "Ермак" перед передачей Мурманскому ВМУ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР требовалось 1 млн. рублей. А Вторчермет за разделку "Ермака" запросил приблизительно вдвое большую сумму!
В то же время на запрос о сохранении ледокола все тот же А.Колесниченко (зам.министра морского флота) утверждает, что ремонт "Ермака" с учетом докования и устранения водотечности будет стоить более 50000 рублей, а содержание на плаву - 7000 (минимум) рублей в месяц без стоимости отопления и освещения. И еще было отмечено, что "...в Мурманске нет мета для стоянки ледокола...", и его придется переводить в Ленинград.
Насколько это были значительные цифры в масштабе страны? В масштабе морского флота СССР?
А ведь был еще вариант - поставить "Ермак" в сухом доке на территории Морского вокзала Мурманска, затраты на это - около 10 000 рублей. Но Мурманский обком КПСС не поддержал инициативу одного из членов обкома (Е.И.Портнов - начальник Мурманского ВМИУ Минрыбхоза СССР).
Кстати, в биографии А.Колисниченко обратил внимание на одну особенность: в свое время в ходе учебы в институте он в составе группы студентов-коммунистов был направлен на "Челюскин" для усиления партийной ячейки, потом участвовал в экспедиции на "Садко". Может все дело в партийной дисциплине? Если генсек сказал - списать и разобрать, какие тут могут быть сомнения для настоящего коммуниста.
Печально...
3 минуты
25 февраля 2023
905 читали