28,8 тыс подписчиков
Ну вот, казалось бы, корпусной вентилятор - вещь простая как топор, работает по такому же простому принципу, и никаких тонкостей по ее выбору быть не может, ведь так? На самом деле, не совсем. Видите ли, вентиляторы бывают разные. Про типы подшипников я уже писал в одной из своих статей, а вот про форму крыльчатки не упомянул, между тем от нее зависит многое.
А именно - как вентилятор будет взаимодействовать с воздухом.
Сегодня выделяют два основных типа вентиляторов - воздушного потока и воздушного давления. Будем разбираться на примере моделей от Arctic, просто потому что мне они нравятся.
Вентилятор воздушного потока (на фото 1 Arctic F14 PWM PST) - вентилятор, крыльчатка которого имеет больше 7 лопастей, без особого "закручивания", и в целом такие вентиляторы применяются практически во всех непонятных ситуациях. Их главное преимущество - они рассеивают воздушный поток, так что за крыльчаткой он образует нечто весьма быстрое и прямое, без особой турбулентности.
Соответственно, скорость воздуха выше, а значит и выше "паспортная" производительность, но есть одна проблема - воздушный поток получается менее... "Плотным"? То есть если на его пути будет препятствие, пройти через него ему будет довольно трудно, особенно это касается радиаторов систем водяного охлаждения и толстых радиаторов крупных башен.
Вентиляторы воздушного давления (на второй фотке - Arctic P14 PWM PST) имеют меньше лопастей (у арктиков их всего 5), при этом сами лопасти закручены, а их площадь больше, чем на вентиляторах воздушного потока. Паспортная производительность (то есть количество объема воздуха, который вентилятор прогоняет за единицу времени) у таких моделей ниже, поток концентрируется примерно в центре вентилятора, иногда при этом закручиваясь.
Но при этом идет он куда более плотной массой, так что ему легче проходить через разные препятствия, и именно поэтому такие вентиляторы часто ставят на системы водяного охлаждения. Однако у такой схемы есть большой минус - если за вентилятором давления преграды не будет, из корпуса будет идти "завывание", что ставит крест на использовании таких вентиляторов в качестве корпусных.
Заметим, что форма крыльчатки влияет только на поведение воздуха ЗА ней, тогда как если перед вентилятором будет препятствие, оба из них будут работать менее эффективно, вплоть до полного отсутствия эффект от его установки. Получается, что в качестве корпусных вентиляторов лучше подходят вентиляторы F-типа, а для проталкивания воздуха сквозь преграды, вроде радиаторов - P-типа. У P-типа меньше производительность, у F-типа - меньше давление.
Ну и конечно, характеристики вентилятора зависят не только от формы крыльчатки, но и от подшипника, диаметра, оборотов и так далее. Помним про это, когда выбираем себе вентилятор!
2 минуты
22 февраля 2023
835 читали