375 подписчиков
Есть противоположные замыслы образования. Один – это широкая доступность одинаково качественного обучения для всех детей в СССР. Второй – это построение элитарной системы образования в РФ. Это когда качественное академическое образование доступно только узкой группе детей.
Почему советское образование было качественным и всеобщим? Потому что большая часть правящей прослойки СССР состояла из людей крайне целеустремленных, т.е. параноидального психотипа. Для них основная цель в жизни это реализация максимально крупного проекта. А советский проект был таким изначально, т.е. по замыслу был мировым. Для параноидального типа все люди делятся на помощников проекта и предателей проекта. Для его реализации им нужно максимально много качественных помощников. Личная судьба помощника не важна. Важен Проект. Поэтому им нужна была такая всеобщая система качественного образования.
Советская система образования была академична, логична и доступна всем детям. Её академичность выражалась в том, что она давала знания обо всех сферах жизни через широкий набор наук, взаимно дополняющих друг друга. В этом наборе была своя логика. Поэтому ученики легко обучались в ВУЗах. Она была наследницей и во многом продолжательницей традиции гимназического образования, позволяющей выпускникам легко учиться в университетах. Программа советской средней школы давала «университетское» образование.
Советская система образования отличалась в выгодную сторону своей внутренней логичностью. Новые знания органично вытекали из того, что уже прошли. Благодаря этому ученик в освоении предметов в большей степени опирался не на память, а на развивающееся мышление. Поэтому дети очень легко осваивали начальное школьное образование. В классах учились ученики с разным уровнем развития. Были и дети социально запущенные, т.е. с проблемами в семье и без подготовки к школе. Это не мешало им учиться. Обычно в начальной школе не было двоечников, очень мало троечников и очень много отличников. Это заслуга отличной программы обучения. В этом была огромная сила советского образования. Оно было по факту принципиально не элитарным. У всех была возможность получить качественное начальное образование. Но в этом был и минус советской программы обучения. Если ученик пропускал большой кусок обучения, то нужно было догонять, т.е. его надо было изучить. Иначе дальнейшее обучение становилось практически невозможным.
Советское образование не стремилось развлечь ученика. Повышение мотивации к обучению могло возникнуть в силу харизмы учителя. Сама система не была заточена на это. Ещё одни существенный недостаток в том, что ученикам не было понятно, как получаемые знания могут пригодиться в реальной жизни. Прорыв в эффективности обучения будет у того учителя, кто сумеет связать проблемы, решаемые в жизни с обучением. Когда ученик сначала пытается решить «нерешаемую» для него задачу, то у него естественным образом возникает необходимость в определенных знаниях и навыках – жажда знаний. Тогда учебный материал ложится легко и на память и на мышление. Эмоциональные переживания собственных открытий включат и облегчат как запоминание, так и мышление. Я видел, как это происходит в стратегических сессиях по технологии ПДИ. Почему это нельзя повторить при обучении детей?
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.
2 минуты
21 февраля 2023