Найти тему
1 подписчик

В условиях переломных моментов, бюджет никогда не исполняется согласно плану. Так было в 2009, 2015, в 2020 и 2022. От плановых 24.1 трлн расходов в начале 2022 изящно перешли к фактическим 31.1 трлн.


Оперативное реагирование на кризисные процессы требует безотлагательных мер по стабилизации экономики.

В чем заключается проблема? При высокой геополитической и экономической неопределенности частная инициатива всегда переходит в руки государства. Это не только российская практика. Например, США и страны Европы с 2009 по 2012 только и делали, что перекладывали частный долг на государство, что и привело к раздутию госдолга.

В России ситуация усложняется геополитической неопределённостью и чем выше неопределенность, тем сильнее крен от частной инициативы к государственной.

Сейчас жизнеспособно и имеет потенциал к росту то, что прямо или косвенно завязано на государство. То, что подвязано на госзаказы, то, что напрямую распределяется из государственного бюджета, расходы и инвестиций государственных и квазигосударственных компаний и то, что гарантируется государством (например, субсидируемые или гарантированные государством кредиты).

Госкапитализм в России приобретает новый триггер с 2022 и очевидно, что доля государства будет увеличиваться в экономике.

Игра в инвестиционный климат дала «трещину» в 2011 и с каждым годом доля государства в инвестициях в экономике только росла.

По источникам  финансирования инвестиций в основной капитал в структуре привлеченных средств доля государства выросла почти до 42% по сравнению с 36% в 2020-2021 – сейчас это максимальное присутствие государства с 2000 года. Минимальное присутствие государства было зафиксировано в 2011 на уровне 27.2%,

С учетом квазигосударственных компаний доля еще выше. Все ключевые сектора в России прямо или косвенно под контролем государства. Нефтегаз, финансы, транспорт, электроэнергетика (в особенности атомная энергетика), коммунальные компании, авиапром, оборонные предприятия, частично машиностроение и автомобилестроение (Росстех), агрохолдинги косвенно через госдотации и субсидии.

Еще 5 лет назад госкомпании и компании с госучастием напрямую занимали 47% по выручке в общероссийской выручке без малого и среднего бизнеса. Однако по чистой прибыли это доля свыше 60%.

По приблизительным оценкам прямое и косвенное влияние госкомпаний свыше 63% по выручке и до 77% по прибыли. Эта тенденция на увеличение.

Государство вынуждено формировать импульс и триггеры роста в нынешних реалиях. Те безумные расходы с 4 кв 2022 – это логичная и естественная мера, иначе экономику не стабилизировать.

Падение ВВП на 2.5-2.7% по итогам года – благодаря участию государства в стабилизации экономической ситуации, т.к без поддержки завал мог быть на 10% и ниже.

В текущих обстоятельствах, государство вынуждено финансировать экономический рост в условиях заморозки частной инициативы, поэтому стоит ожидать существенно больших расходов, чем заложено в плане.

В 2022 году расходы выросли на 26% до 31.1 трлн, в этом году оправдано ожидать роста расходов на 12-15% по номиналу, чтобы формировать положительный импульс в экономике, иначе падение экономики будет неизбежным и чем сильнее Минфин будет «отключаться» от финансирования, тем сильнее падение.

35-36 трлн расходов федерального бюджета – это, вероятно, тот минимум, который позволит закрыть все неотложные обязательства в 2023. Но вместе с этим образуется невероятный разрыв. Доходы оцениваются в 22-23 трлн руб, что может вывести дефицит на 12-14 трлн руб.

В принципе, даже при дефиците в 13 трлн ликвидных ресурсов государства в полной мере хватит на 2023, но на один год. Можно размещать ОФЗ, но в структуре спроса – 90% это банки, а у них неэмиссионная ликвидность под ОФЗ не более 2-2.5 трлн за год.

Можно затянуть пояса и вывести бюджет на дефицит в 8 трлн, но ценой экономического потенциала или социальной стабильности. Можно закрыть год и при дефиците 3-5 трлн, но экономика может упасть на 3-4%. Здесь сложный выбор, на чем-то придется экономить и расставлять приоритеты.

#бюджет #экономика
3 минуты