17,1 тыс подписчиков
[Ships]
Еще один момент, который вызвал интерес при обсуждении модели броненосца "Бородино". Внесем некоторую ясность, чтобы не было недосказанности.
В основной публикации было отмечено, что ахтерштевень, рулевую раму и кронштейны гребных валов для "Бородино" изготовил австро-венгерский завод Шкода в Пльзене. И это действительно так, в то же время форштевень был отлит Путиловским заводом. В ходе обсуждения было высказано предположение, что такой заказ был размещен на иностранном предприятии, так как требовалось выполнить данные элементы корпуса с большой точностью и качеством. Ну а кто же еще может этого добиться если не иностранцы, тем более "Шкода", )). Кстати, у них действительно был определенный опыт - именно этот завод занимался отливкой форштевня для "Победы".
Однако, как показали новые материалы, дело не совсем в качестве работ и квалификации чешских специалистов.
Начать надо с того, что уже для изготовления форштевня "Бородино" предложение было отправлено четырем русским заводам и все той же "Шкоде". Но два завода отказались, а "Шкода" предложила свои услуги, причем запросив самую малую сумму - 10 рублей за пуд. И здесь управляющий Морским министерством распорядился отдать заказ Путиловскому заводу, несмотря на то, что это предприятие требовало оплаты 11,5 рублей за пуд и срок - 5 месяцев (вместо 4-х). Кстати это завод потом изготовил и форштевень для "Орла".
Изготовление ахтерштевня, рулевой рамы и кронштейнов гребных валов и мортир к дейдвудным трубам для "Бородино" также планировалось заказать на Путиловском заводе. Интересно, что сама процедура заказа шла достаточно неторопливо: 1 апреля 1900 года заводу предложили прислать специалиста для ознакомления с чертежами, но только 30 мая путиловцы ответили: срок изготовления - 9 месяцев с момента получения модели, стоимость 12 рублей за пуд. Как говорится - "бизнес есть бизнес".
Дело даже не в деньгах, но такой срок мог привести к тому, что изделие будет доставлено на верфь не раньше середины апреля 1901 году - на это строители "Бородино" пойти не могли. А ведь этим работы не заканчивались: еще почти 5 месяцев требовалось на монтаж ахтерштевня и кронштейнов, и еще 2 - на их рассверловку. Сейчас мы уже можем сказать, что при такой скорости постройки "Бородино" точно не успел бы к Цусиме.
И вот тут вновь вспомнили про "Шкоду".
Австро-венгерскому (или чешскому) заводу было предложено изготовить ахтерштевень, рулевую раму и кронштейны, а мортиры решили заказать все же путиловцам. Кстати, отметим, что для "Орла" Путиловский завод изготовил полный комплект изделий, и не очень долго. Значит дело не в качестве работ.
В принципе, завод "Шкода" оправдал надежды, более того, 3 июня он обещал ИЗГОТОВИТЬ и ДОСТАВИТЬ отливки до конца навигации, но при немедленном заказе. Но... чехи не учли "расторопность" самого заказчика - чертежи были утверждены только 3 августа 1900 года, и уже ни о каком "конце навигации" речи быть не могло.
В итоге завод Шкода заявил о новом сроке доставки - январь 1901 года, но согласитесь - это ведь не апрель! И что интересно, чехи планировали поставить изделие по железным дорогам, причем на специальных платформах, которые оплачивали за свой счет! Между тем стоимость работ составила - 11 рублей за пуд.
В итоге завод Шкода выполнил свои обязательства, изготовив все изделия 2 декабря, предложив принять их представителем заказчика в течение недели. Однако, в который раз, иностранное предприятие столкнулось с "суровой русской" действительностью и нераспорядительностью, что привело к тому, что только 29 декабря изделие было принято представителями заказчика. А значит сроки были нарушены, что повлекло за собой многолетние тяжбы, после которых чехи "зареклись" бы иметь дело с русским Морским ведомством, так как именно завод "Шкода" обвинили в срыве сроков поставки.
Но это уже другая история.
Вывод: размещение заказа на перечисленные изделия были обусловлены желанием русского Морведа срочно получить требуемые детали корпуса броненосца, при этом недорого. Речи о разнице в качестве изготовления не было.
3 минуты
20 февраля 2023
1132 читали