38 подписчиков
Правило взаимного обмена: почему нам часто что-то дают бесплатно
Для начала вспомните как давно вам что-то предлагали бесплатно. Давайте повспоминаем вместе.
Предложили воспользоваться бесплатным пробным периодом по подписке. Пригласили на бесплатный вебинар. Продавец-консультант в магазине предложил бесплатную дегустацию кофе. Официант принес вместе со счетом конфеты. Курьер, привез заказ из магазина продуктов, а там записка и маленькая шоколадка. На конференциях вам подарили набор брендированных ручек и блокнот. Сотрудник благотворительного фонда в торговом центре подарил вам открытку. Сотрудник сервиса оказал вам дополнительную услугу бесплатно.
Зачем все это? Все эти жесты запускают механизм взаимного обмена. Это социальная норма, которая прочно сидит в наших головах и на подсознательном уровне напоминает, что если нам что-то дали, то мы тоже должны дать что-то взамен. И порой в знак благодарности мы возвращаем больше, чем получили. Например, оставляем официанту больше чаевых, покупаем подписку или товар, которые покупать не планировали, оставляем положительный отзыв, даже если курьер приехал не вовремя, жертвуем на благотворительность неизвестной организации (хорошо, если не мошенникам), продолжаем обращаться в сервис с более высокими ценами.
Не всегда вручение неожиданного подарка или услуги – это подвох и манипуляция. Получив то, о чем вы не просили, просто не поддавайтесь сиюминутному желанию отплатить чем-то сразу, дайте себе время подумать и решить стоит ли возвращать долг.
А Вы ощущали когда-нибудь на себе действие правила взаимного обмена?
1 минута
20 февраля 2023