102,9 тыс подписчиков
Когда Генри Форд планировал выпуск своего первого автомобиля, перед ним стояла непростая задача, вернее таких задач было много, но одна выделялась особо. Гениальному инженеру и начинающему предпринимателю нужно было решить - какой тип двигателя выбрать - электрический или бензиновый. Знающие люди говорят, что сначала чаша весов склонялась в сторону электричества, и даже будто бы велись работы по созданию электродвигателя, но тут в Америке грянула нефтяная революция. Из нефти стали производить бензин, его рыночная цена упала, и все машин Форда обзавелись бензиновыми движками. Однако в одной хорошо знакомой нам стране нашелся "рыцарь" электродвигателя, который не собирался отступать перед трудностями и в 1899 г. п о его проектам и с его участием был построен первый отечественный электромобиль, рассчитанный на два человека и получивший название "кукушка".
Местом, где разворачивались действия, был город Санкт-Петербург, а изобретателя звали Ипполит Владимирович Романов. Он родился 25 января 1864 г. в Тифлис, тогдашней столице Кавказское наместничество, а умер 1 января 1944 г в Нью-Йорке. Увы, как это ни печально, после 1917 г. родине не понадобился этот яркий талант. Впрочем ,трудности у него возникали и до этой рубежной даты.
"Кукушка", созданная Романовым, весила 750 кг, и основную ее массу составлял аккумулятор. При весе в 370 кг он давал электричества на 60 км при скорости 39 км/час. По нашим времена не густо, но надо же учесть, что это было самое начало электромобилестроения. В дальнейшем Ипполит Романов усовершенствовал свое изобретение и дал ему новый профиль. Сначала в Гатчине он разработал омнибус на 17 человек со скоростью 20 км/ч той же дальностью поездки (60 км.). В 1902 г. теперь уже на московской на фабрике "Дукс" Романов построил 20-местный электрический омнибус, который должен был обслуживать клиентов гостиниц. Отличительной особенностью нового омнибуса стали пневматические шины.
Еще 19 января 1901 г. Ипполит Романов подал прошение в столичную Городскую Думу, предлагая открыть в Санкт-Петербурге 10 маршрутов для нового электротранспорта из расчета по 10 омнибусов на каждый маршрут. Деньги для осуществления проекта требовались немаленькие - порядка полмиллиона царских рублей. Чтобы справиться с этой задачей, было решено основать акционерное общество. Все складывалось как нельзя лучше, но первые шаги часто отличаются от последних. Вскоре акционерное разорилось, оказавшись под градом недовольства конкурентов - владельцев конки и конных экипажей. В итоге, как ни старался Ипполит Романов организовать движение своих электромобилей по городу, из этого ничего не получилось Потерпев неудачу в своем важнейшем начинании и видя, что общество на готово менять лошадь на электродвигатель, изобретатель поневоле занялся другими отраслями электротехники.
Между тем, как считали тогдашние эксперты, "электромобили могли бы быть очень полезны… и вполне могли конкурировать не только с живыми лошадьми, но и с лошадиными силами, заключенными под капот автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
2 минуты
9 марта 2023
2895 читали