18 тыс подписчиков
[Fort], № 8
"Риф" - левофланговая 152-мм батарея Канэ
Прошлый раз мы познакомились с особенностями строительства правофланговой батареи 152-мм пушек Канэ, но ведь должно быть две таких батареи и с левофланговой все получилось иначе.
Основная проблема заключалась в выборе места для батареи. Проект имел два вариант:
-участок "А" - строительство левофланговой батареи Канэ в тылу 10-дюймовой батареи, на небольшом мысу - его можно и сейчас хорошо различить на местности. В этом случае директриса стрельбы была направлена четко на южный фарватер;
-участок "Б" - строительство такой же батареи, но встык к левому флангу 10-дюймовой батареи.
Комиссия, которая рассмотрела эти два варианта 7 января 1910 года отметили преимущества именно второго варианта, как секторам обстрела, поражаемости батареи, а также по ее стоимости и срокам строительства.
Соответственно для вновь утвержденной (но заранее предполагаемой) батареи начались работы по формированию участка искусственного острова, который затем "одевали" в бетонную стену. Интересно, что в тот период это не вызывало особых затруднений и считалось "обычным" делом, при том, что глубины у рифа были не велеки и имелся опыт прежних лет по созданию таких объектов в более сложных условиях.
В целом детальное устройство левофланговой батареи (расстояние между пушками и устройство траверсов) должно было в точности повторять устройство правофланговой батареи. Бетонные постройки новой батареи должны были обеспечить внутреннее безопасное сообщение в виде подземных галерей.
Через весь бетонный массив шла подбрустверная потерна для сообщения между батареями во время боя, а также для вентиляции помещений. Здесь же должны были размещаться различные коммуникации форта, а также могли располагаться прислуга батарей для отдыха вне боя. Для этих целей в потерне имелись стальные проушины, заделанные в бетон фронтальной стены, куда крепились кронштейны каркасов стальных нар (на фото это видно).
Отдельно подчеркнем, данный массив не предназначался для постоянного нахождения в нем личного состава батарей, для проживания рядом была бетонная казарма, а вот отдохнуть в перерывах между стрельбой - такая возможность была.
Эта батарея, состыкованная с 10-дюймовой под углом 120 градусов и развернутая фронтом на запад предназначалась для действия по кораблям противника на южном фарватере совместно с батареями форта "Красная горка" и батарей "Владимирская". Другой задачей этой батареи являлся обстрел тральщиков противника, в случае их попытки уничтожить минные поля перед фортом.
Орудия (№ 206, № 207, № 208, № 209) для новой батареи доставили к лету 1910 года с Обуховского завода. После доставки и готовности бетонных оснований орудия начали устанавливаться на позиции, часть из которых сохранились и до нашего времени. Интересно, что между осями оснований проектом полагалось строго выдерживать расстояние в 10 саженей (около 20 м), а смещение центров оснований относительно оси батареи не должно было превышать полдюйма!
Что еще интересно так это наличие "традиционного русского" желания к совершенствованию - уже строились бетонные основания, заливался бетонный массив, а доработка проекта форта продолжалась. С одной стороны такая доработка позволяла сразу вносить полезные изменения в проект, с другой - не всегда то, что было уже построено в бетоне можно быстро исправить, не ломая ранее построенное.
В итоге проект был окончательно утвержден в августе 1910 года, когда были уже проведены показательные стрельбы (из 10-дм орудий) в присутствии Николая II. Вот такое плановое строительство.
Но вскоре выявились и другие проблемы, но об этом в следующий раз.
2 минуты
19 февраля 2023
637 читали