61,1 тыс подписчиков
Пол Верховен: тот, кто снял фильмы "Робокоп" и "Основной инстинкт".
Пауль (Пол) Верховен (родился 18.07.1938).
Зрители, знакомые лишь с американским периодом творчества известного режиссера Пауля Верховена, могут подумать, что он относится к профессиональной когорте создателей фантастических боевиков, начиненных сложнейшими спецэффектами и смертельными трюками. Еще бы! Его «Робокопа» и «Абсолютную память» не видели, пожалуй, лишь самые равнодушные к кинозрелищам зрители.
Однако в первых фильмах, снятых еще на своей родине, в Голландии, этот режиссер предпочитал совсем другие жанры и сюжеты, из тех, что в западных видеотеках и каталогах сопровождаются предупредительными значками, существенно ограничивающими возрастные рамки предполагаемой аудитории.
К примеру, в эротической комедии, не лишенной черного юмора в духе Даниила Хармса, названной «Турецкий фрукт», рассказывалась эпатажная история некого плейбоя от искусства, насыщенная интимная жизнь которого складывалась в череду авантюр, порой садомазохистского характера. Фильм был снят на пике се***альной революции в кино и, вероятно, даже сегодня способен шокировать зрителей пожилого возраста ироничностью тона, смелостью любовных сцен и ракурсов.
Снятая несколькими годами позже драма из жизни молодых парней «Спеттерс» поставлена в более близком к реалистическому повествованию ключе. Киноманы, быть может, найдут тут отзвук «Беспечного ездока» (1969) Денниса Хоппера. И хотя актеры из «Спеттерса» не достигали уровня игры Питера Фонды, Денниса Хоппера и Джека Николсона, смотреть фильм Верховена все равно интересно: в нем есть дыхание подлинной жизни, хорошо передана атмосфера европейской провинции, трогает и насмешливо-печальная авторская тональность.
Пожалуй, самой нашумевшей была последняя европейская работа Пауля Верховена - мрачная притча «Четвертый мужчина». Проблемы художественного творчества, окрашенные гомосексуальными мотивами, погруженные в алогичную атмосферу сновидений и фрейдистских комплексов, возможно, казались многим зрителям слишком сложными, зато у них был шанс насладиться изысканным изобразительным решением фильма, в котором чувствовались традиции живописной школы старых голландских мастеров.
Следующую свою картину – «Плоть и кровь» Пауль Верховен снимал уже для американской фирмы. Эпоха средневековья, далекие времена рыцарей, баронов и красавиц оживала на экране в мрачном колорите полыхающих костров, жестоких поединков. В этом фильме взошла звезда славы демонически красивого блондина с холодным взором голубых глаз - Рутгера Хауэра, обреченного с тех пор из фильма в фильм играть мужественных и жестоких воинов, коварных негодяев и т.д. и т.п. Увы, режиссеры класса Верховена встречаются на его пути не слишком часто...
Обосновавшись в Штатах, Пауль Верховен, решивший, по-видимому, посоревноваться с Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном, снял фантастический полицейский триллер «Робокоп» - о суперроботе с мозгом погибшего полицейского, который становится грозой для гангстерского мира. Профессионализм Пауля Верховена, получив мощную компьютерную поддержку, превратил «Робокопа» в один из самых кассовых боевиков сезона. Коммерческая репутация режиссера вознеслась на такую высоту, что в следующем его фантастическом триллере «Абсолютная память» без малейших колебаний согласился сыграть главную роль сам Арнольд Шварценеггер.
«Абсолютная память» (другой вариант перевода – «Вспомнить все») - торжество динамики, напряженного ритма, потрясающих спецэффектов - представляет собой вариант антиутопии о неком тоталитарном царстве-государстве, где человек находится под неусыпным компьютерным контролем, и даже его бунт оказывается коварно запрограммированной операцией «сильных мира сего».
Гвоздем сезона-1992 стал психопатологический криминальный триллер Пауля Верховена «Основной инстинкт» с Майклом Дугласом и Шерон Стоун в главных ролях, который ещё больше повысил «котировки» Верховена на коммерческом рынке Голливуда. (...).
Александр Федоров, киновед. Полный текст этой статьи (с кадрами из фильмов) здесь: dzen.ru/...0b8
3 минуты
20 февраля 2023
736 читали