60 тыс подписчиков
Джон Лэндис: мастер киноразвлечения.
Попытаться соперничать с такими признанными асами зрительского успеха, как Стивен Спилберг или Джордж Лукас, - занятие, скажу я вам, неблагодарное. Однако даже рядом с фильмами этих знаменитых режиссеров картины Джона Лэндиса не выглядят блеклыми тенями.
Лэндс родился в 1950 году в Чикаго (Иллинойс). Работу в кинематографе начал еще подростком, в отделе писем кинокомпании «XX век – Фокс». Обратил на себя внимание известного режиссера Джорджа Стивенса, уехал в Европу, где работал каскадером на съемках спагетти-вестернов. По возвращении в Голливуд, на 60 тысяч долларов, занятых у родителей и друзей, снял пародийный фильм ужасов «Хлам» (1971, выпущен в 1973), в котором сыграл главную роль.
Уже первые «сумасшедшие комедии» Дж. Лэндиса «Солянка по-кентуккийски» и «Национальный пасквиль: зверинец» обратили на себя внимание своеобразным абсурдистским юмором, эксцентричностью пародийных ситуаций.
Многим зрителям хорошо знаком непритязательный сериал 80-х годов «Жевательная резинка» - грубовато-пошловатая комедия о первых эротических опытах старшеклассников. Джон Лэндис в своей ленте об учащихся американского колледжа - «зверинца» - рассказывает о том же значительно остроумнее.
Два года спустя Дж. Лэндис во всем блеске раскрыл пародийный арсенал в музыкальном киноклипе «Триллер» с Майклом Джексоном в главной роли. Одноименный диск с записью песен М.Джексона разошелся миллионными тиражами по всему миру. Но успех клипа вряд ли можно объяснить механической эксплуатацией вокальных данных популярного певца. В этой пародии на триллеры и фильмы ужасов Майкл Джексон демонстрирует оригинальную хореографическую пластику и хорошие актерские данные. Параллельно с «Триллером» снимался документальный фильм, где подробно был описан чуть ли не каждый рабочий день киногруппы и, в частности, показан сложный процесс поиска и наложения масок и грима - как для главного героя, который по ходу действия превращался в зловещего оборотня, так и для эпизодических персонажей оживших мертвецов, встающих из кладбищенских могил...
Снятая в том же году музыкально-криминальная комедия «Братья Блюз» представляла собой забавную историю о гангстерах, которые, выйдя из тюрьмы, решили основать джаз-бэнд. Джон Белуши и Дэн Эйкройл превосходно дополняя друг друга, великолепно справились со своими ролями.
В ином ключе был сделан «Американский оборотень в Лондоне , тщательная стилизация под фильм ужасов, основанная на типовых ситуациях бесчисленной серии картин о вампирах и вурдалаках. На первый взгляд, картина полна почтения к традициям жанра, однако, время от времени сквозь густую шерсть и людоедские клыки проглядывают пародийные искорки. Последние, впрочем, явно рассчитаны на искушенную аудиторию, прошедшую огонь и воду классики киноужасов. Подростки, к примеру, воспринимают «Американского оборотня» вполне серьезно, вздрагивая всякий раз, когда под аккомпанемент протяжного волчьего воя на экране появляется зловещий диск луны...
Еще через пару лет, вдохновившись, по-видимому, известной сказкой о принце и нищем. Джон Лэндис поставил комедию «Поменяться местами», где нашлось место не только юмору и эксцентрике, но и социальной сатире. Сюжет о том, как два вредных старичка-миллионера на пари повергли преуспевающего бизнесмена (Дэн Эйкройл) в нищету, а безработного негра (Эдди Мерфи) взяли на его место, наполнился массой смешных бытовых и психологических подробностей. Сценарий дал талантливым актерам «на всю катушку» примерить характерные маски своих персонажей, сумевших в критическую минуту объединиться против «произвола и волюнтаризма ...
На съемках «Сумеречной зоны», одной из новелл для этого фильма, произошло несчастье -погибли актер Вик Морроу и двое детей, в связи с чем Лэндису угрожала тюрьма, однако в 1988 году суд оправдал его. (...).
Александр Федоров, киновед. Полный текст этой статьи (с фото из фильмов) здесь: dzen.ru/...122
3 минуты
24 февраля 2023
341 читали