412 подписчиков
Ёла - норвежское промысловое судно. Наиболее распространённым из промысловых судов у поморов Архангельской губернии была шняка, а вот ёла была второй по популярности. Она получила распространение прежде всего на Мурманском берегу в конце XIX века. Связано это было с развитием рыбных промыслов, где основной был тресковый промысел. Длина ёлы превышала 10 метров, а ширина была более 2м, а также она оснащалась косым парусом. В отличие от шняки, где экипаж состоял из 4 человек, ёла была рассчитана на 3х рыбаков. Норвежская лодка считалась более современным судном. Она была более легкой и быстроходной, чем русская шняка. Это позволяло рыбакам экономить время на доставку улова на берег и возвращение в море, а также возможность уйти дальше от берега, на глубину. При внезапной плохой погоде ёлы успевали вернуться в безопасную гавань. Минусом промыслового судна было его малая устойчивость. Стоила ёла при полном снаряжении от 30 до 50 рублей. Некоторые исследователи считают, что эти быстрые, но узкие промысловые лодки были не пригодны для открытой воды, особенно в условиях льда. Однако, они хорошо подходили для ловли рыбы и грузоперевозок в норвежских фьордах. Так как тресковый промысел в 19 - нач. 20 веков велся в прибрежных водах, то и для архангельских поморов ёлы идеально подходили. Поэтому такие суда можно было встретить не только на Мурманском берегу Кольского полуострова Архангельской губернии, но даже и на Новой Земле, которая очень далека от фьордах Северной Норвегии.
1 минута
20 февраля 2023