113 подписчиков
Проверка решений на экзамене.
Во время занятий с учениками я, помимо решения задач, уделяю внимание проверке. Ученики пренебрегают проверкой при выполнении домашнего задания и говорят, что проверят на экзамене, а сейчас у них нет на это времени. Такой подход сомнителен. Хотя в моей практике есть случаи безалаберного отношения к домашней работе и последующей внимательной проверки на экзамене, я думаю, что привыкать проверять и думать над тем, как можно эффективно проверить решение важно на этапе подготовки.
Способы проверки различны. Самый бесполезный из них - перечитывать свое решение. Собственные записи кажутся разумными и логичными, ошибку при такой проверке легко пропустить. Я сама в юности частенько шла этим путем, и из-за этого получила на вступительном экзамене по математике 4. Во всей работе была ровно одна ошибка – в тригонометрическом уравнении при переносе справа налево или наоборот я потеряла знак. Причем времени на проверку было много, можно было все заново успеть решить. Но я просто читала работу и ничего не заметила.
Часть заданий, например уравнения, проверить легко. Этому учат еще в начальной школе, но потом проверку перестают требовать учителя, и о ней забывают. Если подставить ответ в исходное уравнение, то будет понятно, правильный это ответ или нет. Конечно, мог быть еще один (или не один) ответ, который не был найден, но какая-то ясность возникнет. В задачах лучше подставлять полученный ответ не в уравнение, а в исходный текст, так как ошибка могла быть сделана еще при составлении уравнения.
Во многих заданиях можно считать условием полученный ответ и решить задачу в другую сторону, получив первоначальные условия в качестве нового ответа.
И с самого начала полезно прикинуть, насколько адекватным выглядит ответ. Например, недавно один из моих учеников получил положительное значение функции, тогда как на графике было видно, что оно отрицательно. Такие вещи сразу показывают, что задача решена неверно.
Когда ничего придумать не выходит, или понятно, что решение ошибочно, но непонятно, где ошибка, приходится решать задачу еще раз через некоторое время, не глядя на первое решение.
1 минута
1 марта 2023