Найти тему
103,1 тыс подписчиков

В 318 г. александрийский пресвитер Арий высказал идею, что Иисус, Слово Божие, не был божественным по своей природе. Александрия была тогда философско-культурным центром, и уровень образования, включая христианских священников, был там необычайно высок. Опираясь на многочисленные библейские тексты, Арий доказывал, что Бог лишь наделил божественностью человека Иисуса в награду за его послушание и смирение. Поскольку предположение выглядело разумным, а ортодоксальная позиция по вопросу о природе Христа только еще разрабатывалась, многие епископы соглашались с Арием. И вообще в греко-римской традиции - а речь идет о Римской империи - считалось само собой разумеющимся, что люди могут становиться богами. Даже Евсевий, друг императора Константина и ведущий христианский интеллектуал эпохи считал, что Бог и ранее открывал себя в образе человека. Так, например, Авраам приветил трех странников в Мамре и обнаружил, что в разговоре участвует Яхве. Впоследствии то же самое произошло с Моисеем и Иисусом Навином. Поэтому Евсевий, соглашаясь с Арием, писал, что слово Божье, т.е. божественный элемент в человеке, вернулось на землю в лице Иисуса из Назарета.

Концепция Ария, тем не менее, встретила ожесточенное сопротивление со стороны тех христиан, которые полагали, что сам себя человек спасти не может. Между Богом и тварным миром, по их мнению, пролегала неодолимая пропасть. Однако парадоксальным образом они обращались к Иисусу и видели в нем новый божественный потенциал, данный человечеству. Короче, главным выразителем этих настроений стал помощник епископа Афанасий с его идеей боговоплощения. Афанасий учил, что в Иисусе Бог преодолел пропасть между Богом и человеком, через акт кеносиса (опустошения) воспринял смертную плоть, разделил с людьми их немощь и полностью преобразил бренную человеческую природу. Согласно Афанасию, Слово "вочеловечилось, чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце". Учение Афанасия об "обожении" (теосисе) было близким тем христианам, которые считали, что таинственным образом уже преобразились и и стали - несмотря на человеческую природу - причастны божественному.
Афанасий не бы аристократом, враги клеймили его как выскочку из низов, разбирающегося в теологии не лучше ремесленника. Тем не менее, у него было много сторонников. В спокойной обстановке полемику между двумя течениями в христианстве можно было урегулировать мирным путем. Но в дело вмешался император Константин. Он мало смыслил в теологии, но разномыслие ему не нравилось. В мае 325 г. он созвал собрал всех вместе епископов в Никее на собор. Афанасию удалось убедить императора в своей правоте. Большинство епископов, опасаясь гнева Константина, подписали акты собора, но потом продолжили учить в том же духе. Любопытно, что и сам Константин впоследствии тоже принял точку зрения Ария, которую отстаивали более образованные и аристократические епископы. Перед смертью Константин принял крещение из рук константинопольского архиепископа Евсевия, идеологически близкого к арианству. Понадобилось около 60 лет, чтобы спор между арианцами и условными "афанасьевцами" разрешился в пользу последних.
В 318 г. александрийский пресвитер Арий высказал идею, что Иисус, Слово Божие, не был божественным по своей природе.
2 минуты
2509 читали