Найти тему
46,7 тыс подписчиков

- Да вас и помнить-то будут только потому, что вы владелец моего творения, - художник Джеймс Уистлер не заискивал перед заказчиками и даже не считался с их вкусами. Его пригласили добавить росписей в комнату для коллекции фарфора. А он преобразил ее так, что владелец рассвирепел, а дизайнер сошел с ума. Правда, у него и прежде была нестабильна психика, но выходка Уистлера добила его окончательно.

Действующие лица:
Лейлэнд — богатый заказчик
Томас Джекил — дизайнер
Джеймс Уистлер— художник.
Все началось с того, что судовладелец и довольно богатый англичанин Лейленд решил обновить обстановку в своем лондонском доме и пригласил для этого дизайнера Томаса Джекила. В проекте была комната для коллекционного восточного фарфора. Джекил спроектировал стеллажи, а для оформления использовали антикварные обои. Их сняли с дома в Норфолке, это были тисненые кожаные обои из Кордовы, которые входили в приданое Екатерины Арагонской — первой жены Генриха VIII. На них были изображены раскрытые гранаты и розы. Эти растения олицетворяли союз этих монархических династий. Лейленду они обошлись в 1000 фунтов стерлингов.
Над камином повесили картину Джеймса Уистлера — "Принцесса из страны фарфора". Казалось, что все складывается чудесным образом. Однако что-то все таки не давало покоя дизайнеру. Казалось, что розы не очень дружат с картиной. И он попросил ее автора Джеймса Уистлера добавить отделки, немного росписей, чтобы подружить обстановку между собой. А сам дизайнер Томас Джекил ушел, что называется "на больничный".
Уистлер предложил добавить золота на обои, но в отсутствии присмотра со стороны дизайнера и заказчика так разошелся, что от тюдоровских обоев не осталось и следа. Он полностью их перекрасил, более того, он отделал сусальным золотом и стеллажи для фарфора, которые казалось бы были уже готовы и их не следовало трогать.
"Ну, вы знаете, я просто расписывал. Я начал работу «без проекта или эскиза», он рождался, пока я писал. И ближе к концу я достиг такой точки совершенства — «в каждом прикосновении — свобода» — что, когда я подошел к углу, с которого начал, мне пришлось снова переделывать его, так как разница между началом и концом была очень заметна. И гармония в сине-золотом начала складываться, и вы знаете, от этой радости я забыл обо всем". Эти слова Уистлера приводят исследователи его творчества.
В целом, получилось весьма впечатляюще. Но ни дизайнер, ни заказчик явно не были готовы к такому повороту.
У Джекила случился нервный срыв, его нашли обнаженным на полу, покрытом сусальным золотом. От потрясения он так и не оправился и умер спустя три года.
А Лейлэнд - заказчик просто разругался с художником. Ведь он представлял себе эту комнату совсем иначе. Да и сусальное золото столь обильно присутствующее в отделке, явно не дешевый материал. В знак своей ссоры с заказчиком под занавес Уистлер изобразил на противоположной камину стене двух дерущихся павлинов. Еще один символизм.
Но и это еще не все. Через несколько лет Уистлера объявили банкротом, что неудивительно при таком-то эксцентричном характере. И Лейланд оказался одним из кредиторов. Каково же было его изумление, когда среди картин, которые должны были идти в погашение его долга оказалась гнусная карикатура на самого судовладельца, причем в раме, которая предназначалась для заказанной, но так и не написанной картины.
В 1904 году, когда все участники этой истории уже ушли в иной мир, наследники Лейланда продали картину "Принцесса из страны фарфора" американскому коллекционеру. Говорят, что он захотел выкупить и саму Павлинью комнату, в которой эта картина находилась много лет. После своей смерти коллекционер завещал свое имущество Смитсоновскому институту, где сейчас и экспонируется эта уникальная комната. Кстати, она оцифрована и можно прогуляться, разглядев все подробности. asia.si.edu/...oom Рекомендую!
Считается, что она является каноническим примером эстетизма и предвосхищает стиль модерна, который будет господствовать несколько десятилетий спустя.
3 минуты
1305 читали