174,8 тыс подписчиков
За последними домами кабардинских сёл, тянущихся на 25 километров от города Баксана в сторону Эльбруса, широко раскинулась котловина между Лесистым и Пастбищным хребтами. В этой котловине Кабарда встречается с Балкарией, и на границе двух сред путников ждёт Скорбящий Горец (1968).
Официально он скорбит, конечно же, о сыновьях и братьях, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Но созданный карачаевским скульптом Хамзатом Крымшамхаловым, самим горцам он напоминал ещё и о соплеменниках, навсегда оставшихся в мёрзлой степи Семиречья: в 1944 году по карачаевцам и балкарцам прошлась сталинская депортация.
Она унесла в двух народах жизни каждого седьмого, а вернувшись в 1957-м, таулалы (то есть просто "горцы", как они называли себя до революции) расселились по новому - не на плоскости, крепко занятой кабардинцами, но и не высоко в горах.
Ещё горец скорбит об ушедших предках: сейчас и не скажешь, что стоит он посреди огромного кладбища, десятки мавзолеев которого разобрали на стройматериалы в ХХ веке. Что это было - балкарские кешене или кабардинские чащане, - два народа спорят по сей день, но как бы то ни было, это вовсе не "древнiе памятники": купольные мавзолеи местная знать начала строить под влиянием крымских татар лишь в 18 веке.
За кладбищем же начинается Кёнделен (6,8 тыс. жителей) - самое нижнее село Эльбрусского района. Он равномерно заселялся выходцами из всех горных обществ, уже в начале ХХ века став крупнейшим из балкарских сёл и остающееся таковым поныне. Вытянутый на 7 километров вдоль одноимённой речки (чьё название переводится как Поперечная) почти от трассы, верхней окраиной Кёнделен упирается в узкий отвесный Тызыльский каньон.
1 минута
2 марта 2023
13,6 тыс читали