Найти в Дзене
3 подписчика

Шедевры как плата за любовь: Роман Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер, закончившийся громким скандалом


Кандинский Василий Васильевич совершил настоящий переворот в живописи, став основоположником абстракционизма. Его картины стоят баснословных денег. Современные же критики говорят: творчество Кандинского сродни музыке – то ли она волнует до глубины души слушателя, то ли просто ему слышен беспорядочный набор звуков.
На его долю выпало немало испытаний. Он пережил войны, революцию, диктаторские режимы. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков. Сам он говорил, что слава придет к нему через 100 лет. Но это поизошло намного раньше. Сейчас он широко известный и востребованный художник на мировом рынке и самый дорогой русский художник. Его картины на аукционах продаются за десятки миллионов долларов. И что самое примечательное, искусством Василий Кандинский решил заняться, когда ему было тридцать лет. Он оставив науку, отказался от многообещающей карьеры юриста и посвятил себя целиком искусству живописи.

В 1900 году Кандинский создал свое общество художников, «Фаланга», которое видел по-настоящему свободной и гибкой художественной организацией, борющейся за новое «революционное искусство». При этом объединении открыли художественную школу. Кандинский преподавал в ней рисунок обнаженной модели и живопись.
Именно в эту мюнхенскую школу в 1901 году и пришла милая 24-летняя девушка, говорившая по-немецки с едва уловимым английским акцентом. Так началась история любви Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер.

Габриэла пришла учиться живописи и не подозревала, что 36-летний Кандинский станет не только учителем, но и главным человеком всей ее жизни.

Когда молодая Габриэль Мюнтер появилась в художественном классе Кандинского, ей было 25 лет, а ему – 36 и в то время Кандинский был женат – на Анне Чемякиной, двоюродной сестре по отцовской линии, женщине, старше его на шесть лет. В 1902 году их с Анной браку было уже 10 лет.

Кандинский изо всех сил старал­ся избегать в общении со своими учениками излишней жесткости, давления, диктата. Главное для преподавателя, полагал он, - дать раскрыться индивидуальности мо­лодого живописца. Конечно же, он сразу понял, что у фройляйн Мюнтер бесспорный талант. Несомненно, Кандинский изначально привлек Габриэль как интересный учитель. Габриэль была счаст­лива - у нее все получается, а учитель ее - прос­то чудо! Весной 1902 года Габриэла писала родс­твенникам: «Наконец-то я нашла правильного, настоящего учителя». А в своих дневниках она писала, что он воспринял ее как личность, имеющую сознательные устремления. Видимо, этим и покорил сердце молодой художницы. Она же покорила его своим спокойствием, уверенностью в себе – теми чертами, которых не хватало самому Кандинскому. Так началась их дружба, доверительное общение родственных душ, которое переросло в любовь.

Их обоих, казалось, не смущал факт, что Кандинский был женат. И уже через год, в 1903, они обручились. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии. В это время из-под кисти Кандинского рождались постимпрессионистские полотна. В этом стиле он создал два портрета Габриэль Мюнтер – в 1903 и 1905 годах.
Читайте продолжение в комментариях
2 минуты