110 подписчиков
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 2.
БЫВАЛ ЛИ ШТИРЛИЦ ЕЩЕ КОГДА-НИБУДЬ БЛИЗОК К ПРОВАЛУ?..
...помимо эпизода, который показан в фильме.
Продолжаю отвечать на вопросы, которые справедливо возникают при просмотре телефильма "Семнадцать мгновений весны".
На самом деле, операция по внедрению Всеволода Владимирова в немецкую контрразведку была долгосрочной. Неудивительно, что в процессе разведчик сталкивался с самыми разными людьми, которые знали его еще Максимом Исаевым.
Один такой эпизод описывается в романе "Семнадцать мгновений весны".
Будучи в Токио поздней осенью 1940 г., Штирлиц проходил мимо здания "Токио банка" с офицером СД, как вдруг ему навстречу бросился давний знакомый (еще со времен Владивостока) - Воля Пимезов, офицер контрразведки, с возгласом "Максимушка, родной!" Удивительно, насколько грубую ошибку допустил сотрудник такого ведомства!
Тогда Штирлиц невероятным усилием воли соорудил на своем лице брезгливое недоумение и отстранил соотечественника жестом указательного пальца. К счастью, тот случай не заинтересовал немецкие спецслужбы - за этим отдельно проследили советские секретные ведомства с особой тщательностью.
Как же Штирлицу удалось изобразить полнейшее непонимание?
По одному фрагменту из романа становится понятно, что разведчик весьма серьезно относился к актерскому мастерству, в частности, к владению собственным лицом. Штирлиц, возвращаясь домой после посещения "Пергамона", где работал профессор Плейшнер (оч-чень интересный музей, но об этом позже), подолгу стоял у зеркала и тренировал лицо - последовательно изображал эмоции. В музее он запоминал выражения лиц, запечатленных в скульптуре. Можно предположить, что и тогда, при встрече с неосторожным знакомым, Штирлиц уже имел неплохой опыт по воспроизведению на лице самых разных чувств.
Возникает закономерный вопрос: сегодня его узнал Воленька Пимезов, завтра узнает Саша Сидоров, как защититься?
Тогда, после встречи в Токио, Штирлиц стал жаловаться врачам, что у него портится зрение. Примерно через полгода после первого обращения к ним, ему прописали очки. Особые дымчатые очки, которые кардинально меняют внешность. Причина - уважительная: воспаление слизистой оболочки левого глаза из-за постоянного переутомления.
Надо признать, что офицер СД, сопровождавший Штирлица, тоже допустил грубую ошибку. Он счел фигуру опустившего русского эмигранта (а Воля Пимезов был в в стоптанных башмаках и грязной рубашке) недостойной внимания.
Когда же в романе становится известно об этом эпизоде - случайном столкновении с прошлым?
Это тот самый момент, когда Мюллер оставил Штирлица одного в камере допросов. Тогда у разведчика, по его собственному определению, образовалась внутри пустота. Как раз один из случаев "пустоты" - встреча с Пимезовым.
Напрасно Мюллер оставил Штирлица наедине с самим собой: будучи человеком железной воли и потрясающего хладнокровия, он смог взять себя в руки и выстроить стройную версию, полностью его оправдывающую.
Кстати, Штирлиц особенно не любил ездить в командировки в Париж и Стамбул, где была высока концентрация русских эмигрантов - а значит, возрастал риск встретить старых знакомых.
На фото: кадр из т/ф "Семнадцать мгновений весны". Штирлиц в камере допроса выкладывает спичками льва.
2 минуты
2 марта 2023