23 подписчика
📚 Жизнь, которой не было 📚
"Дом на набережной" Юрия Трифонова
Совершенно случайно (как у #запойныйфилолог и бывает) мой выбор пал на эту книгу.
Во-первых, удобный формат - она практически незаметна в прогулочной сумке Улиточки.
С другой стороны, плохое, но всё же привлёкшее моё внимание описание на задней обложке.
Трифоновская повесть необычайно точно наложилась на мои школьные воспоминания - перед этим я как раз закончила читать свой дневник 1998 года (о времени проживания в школьном интернате). Повесть наложилась чёткими линиями, иногда будто копиркой прошлась. Но не самой историей главного героя, а его размышлениями о давно прошедшем и восприятием детства взрослым человеком.
Для меня эта повесть о том, как выборочно работает наша память: затуманивает прошлое, искажая события, расползается, нарушая границы, занимает чепухой ("чепухенцией"!) голову - такими воспоминаниями, что не склеиваются в общую картину нашего представления о своей жизни.
И о том, кáк человек может заставить работать свою память.
Ведь то, что главный герой не помнит (и не хочет помнить), просто перестаёт для него существовать.
Но вот случайная встреча с давнишним другом врезается в его бытие и переплавляет его нынешнее представление о себе - на некоторое время. Позже он в себя сегодняшнего вернётся, потому как прежние воспоминания (о школе, войне, университете, первой любви) он не вписал в свою память наново, не захотел их вернуть - они снова исчезли, снова вычеркнулись, потому как были стыдными, слишком неудобными. И та жизнь (треть всей его жизни, наверное) вырывается с корнем. И именно так случается жизнь, которой не было.
Постоянные осторожность и зависть, тяжкая и голодная жизнь в истинной нищете, отцовская потайная мудрость "не высовывайся" и другая "хурда-мурда" сделали Глебова формалистом, воспитали в нём конформность и послужили основой для небылинного богатыря-выжидателя (авось обойдётся, авось и без меня и за меня решат). Хотя благодаря вскрывшемуся прошлому и в нём, богатыре с авоськой наперевес, на доли секунды случилось наивное движение детской памяти.
И я никак не ожидала встретить в трифоновской повести Фёдора Михайловича, но это случилось.
Тут вам и длинная комната, похожая на склеп, и потёмки, и глушина, и багряное облако тщеславия, и привычка "ко всему".
И это тот код, который практически каждому из нас "знаком до ниточки".
До этой книги с Трифоновым я знакома не была, потому не думала, что книга меня увлечёт, скорее воспринимала её как удобное, но скучное чтение.
Читала я с удовольствием, но горький привкус предательства остался 📚
#Трифонов #Домнанабережной
2 минуты
3 февраля 2023