Найти в Дзене

Каким было советское "общество потребления"? Историки спорят, существовало ли оно в позднесоветское время или появилось уже после распада СССР. Есть основания считать, что оно все же существовало в своем специфическом советском варианте "общества потребления в условиях дефицита. В послевоенное время потребительские практики советских людей значительно отличались от западных стандартов "золотой эры" благополучия 50-60-х гг. Первые годы после ВОВ доходы рабочих семей обеспечивали только прожиточный минимум. В бюджете семей рабочих расходы на питание составляли в 1940 г. 57,4 %, в 1947 г. — 62,8 %, в 1948 — 52,5 %. Сельское население не имело даже этого, да еще с огромными сталинскими налогами на ЛПХ.


Потребительские ожидания лучшей жизни начали удовлетворяться только с приходом Хрущева, когда появились планы подъема уровня жизни населения. Согласно Программе построения коммунизма (1961 г.), в недалеком будущем советским людям обещалось распределение "по потребностям", что в условиях низкого уровня жизни воспринималось иронически (карикатуры "Крокодила"). Тем не менее в 1960-е гг. социологические исследования отмечали улучшение структуры и качества питания семей рабочих, служащих и колхозников. В 1971 г. под руководством Б. А. Грушина было проведено исследование имущественного положения советских граждан. Опрос показал, что "83 % респондентов приобретали вещи, потому что «хотели улучшить свой быт», 16 % признались, что «старались быть на уровне времени, не отставать от других» и еще 16 % «хотели обновить модель, марку вещи» (всего было предложено шесть вариантов мотивации, респонденты могли отметить несколько)".

Росла обеспеченность товарами длительного пользования. В ходе многолетнего исследования в Таганроге было выявлено, что "легковой автомобиль в 1968 г. имели лишь 2 % домохозяйств, в 1978 г. — 9 %, холодильник — соответственно 39 и 93 %, телевизор — 55 и 78 %, стиральную машину — 44 и 98 %59. Одновременно с приобретением вещей менялось отношение к ним. Опрос в Челябинске показал: из 1740 респондентов только 17 заявили, что относятся к вещам пренебрежительно — в духе актуальной критики «потребительства» и «мещанства», подавляющее же большинство признали вещи важным компонентом жизни человека". Специально для изучения потребительского спроса создается ВНИИКС (1965). "Уже первые шаги по изучению спроса покупателей, прежде всего покупательниц, показали: для большинства горожанок красота и удобство одежды брали верх над практичностью, среди мотивов покупок преобладали «необходимость пополнить гардероб» и «изменение моды», причем мотив следовать за модой преобладал в возрастной группе от 19 до 40 лет".

Одной из главных проблем, погубивших СССР, был хронический товарный дефицит, а точнее превышение денежных средств населения над розничным товарооборотом. Проще говоря, люди не могли потратить свои сбережения и удовлетворить потребительский спрос на товары и услуги. С 1966 по 1986 гг. денежная масса увеличилась в 9,6 раз (с 33 млрд до 320 млрд рублей) при росте розничного товарооборота и платных услуг в 3,1 раза. По оценке Госбанка СССР, избыток наличных денег в обращении к началу 1986 г. составлял 25-30 млрд рублей (более 35–40 % общей суммы денег в обращении). Советские граждане вынуждено держали денежных сбережений на вкладах из-за отсутствия нужных товаров. Потребительский голод и растущие запросы населения, которые не могло удовлетворить советское руководство, стали одним из факторов перемен, приведших к концу СССР. А нереализованные сбережения советских людей в виде банковских вкладов сгорели в огне Перестройки.
Каким было советское "общество потребления"? Историки спорят, существовало ли оно в позднесоветское время или появилось уже после распада СССР.
2 минуты