47 подписчиков
«…галантный, предупредительно вежливый с людьми, как высшего, так и низшего происхождения. Обстоятельный, серьезный, дотошный, аккуратный – даже педантичный…»
Это слова о легендарном директоре Московского училища живописи, ваяния и зодчества князе Алексее Евгеньевиче Львове (1850 – 1937), которому суждено было стать одной из знаковых фигур в развитии московской художественной школы на рубеже веков.
Алексей Евгеньевич происходил из древнего семейства ярославских князей Львовых, являвшихся по одной из родовых ветвей потомками Рюриковичей. Изначально он получил юридическое образование, но судьба уготовила ему совсем другой путь. В 1892 году Львов приходит в совет Московского художественного общества на должность секретаря, а через два года становится уже инспектором МУЖВЗ, которое возглавит в 1896 году. До самой революции он являлся директором Училища, преданно служа его делам и интересам до последних дней своей жизни в России.
Годы деятельности кн. Львова на посту директора МУЖВЗ стали крайне плодотворными. Чего стоит хотя бы тот факт, что после долгой борьбы именно при нем 25 июля 1905 г. было вынесено столь желанное за подписью императора Николая II постановление о присвоении Училищу самостоятельности, пусть даже оказавшееся на деле формальным.
Одной из главных заслуг князя стал сформированный им блестящий состав преподавателей. Чувствуя признательность и уважение, не мог об этом не упомянуть в своих воспоминаниях художник Л.О. Пастернак: «Кроме того, князю Львову вскоре удалось добиться многих улучшений в судьбе Училища, между прочим, и в материальном положении преподавателей. Вообще он беспрестанно заботился обо всем, что могло быть полезно Училищу, и старался привлечь к преподаванию в нем лучшие художественные силы страны. Все его планы шли от полноты желаний создать первоклассное Училище. … князем Львовым приглашены были наиболее талантливые художники, - достаточно назвать Серова, Паоло Трубецкого, К Коровина. Стараюсь припомнить всех художников, приглашенных вместе со мной в состав преподавателей, и если память не изменяет мне, это были, кроме названных: Архипов, Бакшеев, А. Васнецов, Волнухин, С. Иванов, С. Коровин, Касаткин, Н. Клодт, А. Корин, Малютин».
Много Алексей Евгеньевич сделал и для усовершенствования помещений Училища, где: «…начали строить выставочный зал 2-х светный, который в 14 году был обращен в лазарет. До этого все выставки проходили там. Центральное отопление, электричество, водопровод, добавочные корпуса, отдельный для столовой, улучшение и расширение помещения для прислуги – все было сделано бесконечными неутомимыми трудами Папа, - вспоминала его дочь В.А. Львова.
Бывали и курьезные случаи. Один из таких произошел при перестройке пришедших в ветхость «погребов» для служащих Училища. Средств на это мероприятие не было и кн. А.Е. Львов решил просить денег у меценатов. В воспоминаниях дочери Алексея Евгеньевича осталась такая история: «Папа долго мучился, придумывал и обратился к Харитоненко, который торжественно объявил, что жертвует 100000. Папа собрал общество, чтобы объявить и поблагодарить, на этом собрании присутствовал Харитоненко и что же оказалось – не 100000 рублей, а 100000 кирпичей! Что составляло 10000 рублей!!!».
Авторская рубрика Наталии Кориной #изисторииучилища
На фото:
1. А.М. Корин. Портрет кн. А.Е. Львова. 1890-е
2. Визитная карточка кн. А.Е. Львова
3. Групповой портрет членов Московского художественного общества. 1908 (Львов – сидит второй справа)
4. Кн. А.Е. Львов. Фото. Франция (?) После 1918 г.
2 минуты
30 января 2023